Агенство заманчивых инициатив

06.03.2012

Агентство со 100%-ной поддержкой правительства

Инициатива о создании Агентства стратегических инициатив (АСИ) была выдвинута Владимиром Путиным 6 мая 2011 года в ходе межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Волгограде. Как прокомментировал глава российского правительства, «Деятельность агентства должна быть яркой и многоплановой, менять существующие алгоритмы работы, ломать косность, стереотипы, преодолевать барьеры, которых, к сожалению, пока еще очень много».

— Мы себя поругиваем часто и по делу в связи с этими барьерами, — высказался тогда Владимир Путин. — Должен сказать, что на самом деле их везде хватает, они везде растут, у нас их должно быть меньше, чем в других странах.

Создавалось АСИ в форме автономной некоммерческой организации «в целях поддержки общественно значимых проектов и инициатив предпринимательства, для поддержки молодых профессиональных коллективов в социальной сфере».

 

Конкурс на вакантную должность

Вслед за волгоградской поездкой премьера на территории России стартовал масштабный конкурс по отбору кандидата на место руководителя созданного АСИ. Сам российский премьер тогда же заявил, что готов возглавить наблюдательный совет агентства, что, собственно, и сделал.

В конкурсную комиссию – по оценке и выбору кандидатов на руководство АСИ – помимо Владимира Путина вошли глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, губернаторы Калужской, Липецкой, Свердловской областей и республики Татарстан, гендиректор ВГТРК Олег Добродеев и лидер «ОПОРЫ России» Сергей Борисов.

Позже, на одной из своих официальных встреч премьер выразил надежду, что «агентство действительно станет существенным, заметным, действенным инструментом в продвижении инноваций». Главное, как заметил он, когда количество желающих превысило 1 тыс. человек, «практически у всей этой тысячи, есть и драйв, и дерзость, и готовность, и умение добиваться успеха».

 

Как черт из табакерки или В списках не значился

Всего на должность руководителя Агентства стратегических инициатив было подано порядка 2,4 тыс. заявок. Генеральным директором в итоге стал Андрей Никитин, который, кстати, в неофициальных списках вообще не значился. Появился как-то вдруг. Что интересно, о нем довольно мало известно, за исключением, пожалуй, того, что он возглавляет управляющую компанию «Рускомпозит».

Информацию о Никитине и его фото можно найти на официальном сайте «Деловой России», где он возглавляет комитет по производству композитных материалов федерального межотраслевого совета общероссийской общественной организации. В октябре прошлого года Никитин заглянул в Татарстан, где на встрече с Рустамом Миннихановым (президент РТ вошел в состав Наблюдательного совета АСИ – прим.авт.) было подписано соглашение о сотрудничестве РТ и АСИ.

Никитин после встречи признался, что ехал в Казань, «чтобы изучить направления, в которых агентство могло бы быть полезно. На деле же выяснилось, что где-то люди только говорят, а в Казани это уже делают. И существующий опыт пора масштабировать в пределах страны». Уровень проработки проектов, по оценке главы АСИ, в Татарстане «самый лучший в стране».

 

«Деловая Россия» вошла в АСИ, но не знает, что же там происходит?

Одним только Никитиным, как представителем «Деловой России», в АСИ дело не ограничилось. До его появления на горизонте вакантное место пытались занять сразу несколько представителей «Деловой России»: президент организации Александр Галушка, его заместитель Елена Николаева, председатель свердловского отделения партии «Деловая Россия» Борис Зырянов. Галушка и Николаева позже все же вошли в состав АСИ, точнее, в экспертный совет агентства. Кроме них в совете оказался и член генерального совета «ДР» Ильдар Неверов.

Дмитрий Песков, которой состоял в экспертном совете самой «Деловой России» стал директором направления АСИ «Молодые профессионалы». Два других направления – «Новый бизнес» и «Социальные проекты» – возглавили президент консалтинговой группы «НЭО Центр» Артём Аветисян и директор государственного образовательного учреждения «Учебно-методический центр по информационно-аналитической работе» Владимир Яблонский.

К слову, Артем Аветисян также пробовал свою кандидатуру на пост руководителя АСИ. Кстати, во время его визита в Казань (Аветисян стал участником форума KAZANINVEST 2012 – прим.авт.), на встрече с татарстанскими предпринимателями, вопрос о том, «какова цепочка, процедура «попадания» проекта (от А до Я – прим.авт.) в АСИ» была задана именно «Деловой Россией». Учитывая, что львиная доля этой организации как раз и «заседает» в агентстве, их интерес к тому, что же там происходит, выглядит странно. Правда, вопрос был задан татарстанскими представителями, которые, что вполне возможно, полной информацией как раз не владеют.

 

Упаковка должна быть красивой!

Артем Аветисян в ответ на заданный вопрос поинтересовался: «зачем нужно, чтобы проект к нам упал?». И уже в продолжение заметил, что в АСИ приходит около 2,5 тыс. обращений, идей, проектов, но большинство из них именно идеи, а не проекты. В реальности АСИ из этого обилия рассматривает лишь порядка 100 проектов. Регионов, по словам спикера, он посещал много и поэтому в Казани задавал конкретные вопросы о том, какие возможности/проблемы есть у местных бизнесменов. Аветисян уверен, что в России есть множество возможностей (а не только АСИ – прим.авт.), но предприниматели о них не знают. Сделать «единое окно и собрать всю информацию о том, куда бизнес может обратиться», планируют в АСИ.

— Роль агентства состоит в том, чтобы помочь развитию уже готового и стартовавшего проекта, — рассказал Артем Аветисян. – Тиражировать его в регионы, устранив те барьеры, которые мешают.

Серьезнейшая проблема, которая, по мнению спикера, мешает большинству, это нехватка собственных средств. У того же АСИ, в критериях отбора, есть пунктик, где отмечено, что собственные средства должны составлять 10%. Где найти оставшиеся 90% при этом не очень понятно – какой банк возьмет на себя такие риски. Но Аветисян считает, что «если проект эффективный и окупаемый (еще один критерий АСИ – прим.авт.), то инвесторы обязательно найдутся. Обозначил Аветисян и то, что одна из ключевых задач, которые стоят перед предпринимателями – и этому нужно учиться, умение «заворачивать свой проект в красивую упаковку». Спикер акцентировал, что, безусловно, АСИ при отборе помощь в этом направлении оказывает.

 

Качество VS количество

В ответе на вопрос от татарстанской «Деловой России» Аветисян отметил, что критерии отбора они делят на две категории: качественную и количественную. Их оценку осуществляется менеджментом агентства и на стадии экспертного совета. Для начала в АСИ необходимо выслать заполненную заявку с необходимыми документами и бизнес-планом. После просмотра документов менеджментом проект либо направляют на доработку (если он устраивает АСИ – прим.авт.), либо по нему идет отказ.

При соответствии выдвинутым критериям проект выносится в экспертный совет агентства, в который, напомним, вошли те самые бизнесмены и другие эксперты, отправившие заявку на руководство АСИ. На экспертный совет приглашаются инициаторы проекта, презентуют его, отвечают на вопросы. Далее два варианта развития событий – одобрение или неодобрение проекта экспертами. В случае одобрения его подвергают дальнейшей экспертизе и доработке: что-то меняют, помогаю «правильной коммуникации с банками». Для экспертизы используют силы собственного менеджмента или обращаются в ВЭБ, где есть отдельный департамент, оценивающий маркетинговую и технологическую составляющую проекта.

Когда все преграды преодолены, проект выносится на финальную стадию – утверждение бюро экспертного совета. Если требуется поддержка на уровне премьер-министра или наблюдательного совета (НС), его выносят туда. После утверждения в НС проект вновь идет в бюро, но уже в сопровождении четких документов и распоряжений премьера, данных конкретным министерствам, ведомствам для оказания конкретной помощи.

Процедура, представленная Аветисяном, занимает от 1,5 до 2 месяцев (за это время и проект уже может быть никому не нужен – прим.авт.). А может и дольше – зависит от того, насколько сложна требуемая экспертиза. Положительный момент здесь наблюдается лишь в том, что если проекту нужны серьезные финансовые вливания, то АСИ параллельно обращается в банки. Среди партнеров – ВЭБ, «Райффайзенбанк», МСП банк. Готовятся присоединиться Сбербанк и Россельхозбанк.

 

Главный критерий – бизнесмен-середнячок

В общей копилке АСИ в год должно быть не более 200 проектов – 100 приходится на направление «Новый бизнес».

— Мы поддерживаем проекты прорывные и устраняем системные барьеры, которые позволяют, решив одну проблему, другим предпринимателям уже без поддержки АСИ реализовывать свои проекты, — пояснил Артем Аветисян.

Финансовой поддержки как таковой АСИ не оказывает – в агентстве считают, что финансовых институтов, готовых помочь, немало. Поддержка идет исключительно коммуникационная и информация – к кому пойти, что можно сделать. Главный критерий при отборе проекта – предприниматель, который стоит за проектом. Причем, если это представитель министерства, ведомства, крупной госкомпании, холдинга и т.д., помощи ему лучше не ждать (даже если проект хороший – прим.авт.) – у крупного бизнеса, веско заметил Аветисян, ресурсов и без того много. А вот предприниматели-середнячки могут обращаться смело – деятельность АСИ на них и ориентирована. Помнится, Никитин во время визита в Казань, говорил, что бизнесмен может даже волонтерством заниматься.


Каждый, что называется, сам за себя

— Проект должен соответствовать ряду качественных критериев: инновационность, импортозамещение, экспортоориентированность социальная значимость, — важные для экономики страны, роста ее конкурентоспособности критерии, — дополнил Аветисян.

Количественный критерий, напомнил он, заключается в окупаемости. Общая стоимость – от 300 млн. рублей. Верхней планки, по словам спикера, нет. АСИ возьмется за проект даже при 50 млн. рублей на первоначальном этапе, но при условии, что в ближайшие годы он выйдет за 300 млн. А главный критерий (предприниматель – прим.авт.) должен чего-то добиться – успеха, например.

В Казани Артем Аветисян анонсировал новый проект АСИ – «Национальная предпринимательская инициатива», который заключается в том, что в России будут созданы рабочие группы, во главе которых будут стоять предприниматели. Инициатива ставит целью борьбу с административными барьерами при прохождении таможни, экспорте, строительстве, подведении к сетям. Но, заметим, бороться руками самих предпринимателей, которым, впрочем, дают некий функционал. Или АСИ вновь пытается стать «единым окном», объединившим под своими знаменами российских бизнесменов. Сами они такие группы не создадут, а тут при поддержке правительства и на законных основаниях.

Поручение разработать «Национальную предпринимательскую инициативу» в декабре прошлого года дал Владимир Путин. Поставив перед АСИ, «Деловой Россией» и Минэкономразвития цель обеспечить вхождение страны в течение десяти лет в число государств с наилучшими условиями для бизнеса.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

06.03.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также