Дороги, которые мы не выбираем

12.01.2012

Эпизод первый: трасса имени Халикова в никуда
Ещё в прошлом году в местных СМИ прошла информация о том, что в Казани появиться новая улица. Решение об образовании этой улицы было принято в марте на 4-й сессии Казанской городской Думы II созыва. Назвать её решили именем нашего земляка, известного археолога, создавшего ещё в конце 80-х годов  «Археологическую карту ТАССР», Альфреда Халикова. Тогда секретарь Казанской гордумы Людмила Андреева сказала: «Для нас имя Альфреда Халикова — святое, его именем будет названа одна из красивейших улиц Казани». В итоге именем Халикова назвали дорогу, ведущую от речного порта к пляжу «Локомотив».

О вкусах, конечно, не спорят, но заброшенные посадки и пустыри за железной дорогой с большой натяжкой можно назвать «красивейшей улицей». Хотя есть в Казани улицы и пострашней. А с этой хоть открывается живописнейший вид на Волгу.

Напрасно досужий приезжий будет искать особняк с адресом, скажем, Халикова, 40 ж. Такого дома нет ни на карте, ни в реальности. Как, впрочем, и остальных домов под другими номерами. Если не считать полузаброшенные хозяйственные постройки, расположенные недалеко от берега.

Пока ул.Халикова — это только трасса. Вернее, проект трассы. От речного порта до Кировской дамбы будет проложена новая дорога, которая станет частью Большого Казанского кольца. На место выезжали мэр Казани Ильсур Метшин руководитель исполкома Алексей Песошин, первый вице-мэр Иршат Минкин,  а также глава Вахитовского и Приволжского районов Андрей Лобов. На своеобразном выездном совещании было решено, что эта, с позволения сказать, магистраль должна снизить автомобильную нагрузку в центре города.

Дорога там есть и сейчас. По ней в жаркую летнюю пору отдыхающие ездят на пляж. Можно там и пешком прогуляться. Но для быстрого продвижения автопотока необходимо данную дорогу существенно расширить.

Попутно в мэрии обещали облагородить территорию. Пока здесь только срубили деревья и начали прокладывать трассу. Кстати, добрались и до парка Молодоженов (который, впрочем, молодоженов видел последний раз ещё, наверно, при раннем Горбачеве – прим. авт.). Это вряд ли можно счесть облагораживанием.

В пресс-службе мэрии корреспондента «Вовремя» просветили. В том смысле, что сообщили — проектом «трасса по Халикова» занимается ПСО «Казань». Мол, к ним и обращайтесь. Но не по собственной инициативе же и не на собственные средства подрядчик делает дорогу! Примерно так думают в ПСО «Казань», сотрудники которого переадресовали корреспондента с его наивными вопросами к заказчику Управления капитального строительства исполкома Казани. А там напрямую с журналистами не общаются, поэтому снова послали в пресс-службу мэрии. Таким образом, круг замкнулся.

В сухом остатке – полная неизвестность: не понятно, ни сколько будет стоить новая дорога, ни кто за неё платит, ни кому она вообще нужна.

Впрочем, некоторые «крохи» информации корреспонденту «Вовремя» добыть всё же удалось. Деньги на дорогу по Халикова — не федеральные, выделенные на облагораживание города к Универсиаде.

Планируется, что новую дорогу и Кировскую дамбу соединит путепровод. В противном случае, машинопотоку будут немного мешать поезда, постоянно курсирующие между Москвой и Уралом. Но строительство путепровода – это почти что новая развязка. В ближайших планах (финансовых в том числе – прим. авт.) его нет. Из этого можно сделать вывод, что путепровод если и появится, то только после 2013 года.

С противположной стороны улицы однофамильца главы правительства Татарстана, район речпорта собираются соединить с «Солнечным городом». Для этого предстоит немного поломать промзону, находящуюся как раз между этими объектами. Затем проложить по «развалинам» далеко не короткую трассу. Утвержденных проектов завершения Большого казанского кольца пока нет. Так что это дело перспективы, годов эдак 2018-20.

То есть пока, в обозримой перспективе, останется только старая «пляжная» дорога, только модифицированная и расширенная. Отсюда вопрос: кому она нужна в таком виде? Неужели в речном порту начались «пробки» из-за повышенного автотрафика? По личным наблюдениям корреспондента «Вовремя», основная масса посетителей речпорта – это дачники. И, конечно, влюбленные парочки. При том, что в зимнее время не наблюдается даже их.

Зато теперь казанцы легко и быстро смогут попасть с корабля на железнодорожный «бал».

Эпизод второй: в лес за покупками
29 августа 2011 года вышло постановление Кабмина РТ №722 «О создании Технополиса «Новая Тура». Суть грандиозных планов республиканского правительства в том, что в 1,5 километрах от поселка Залесного, перед трассой М7 хотят построить самый крупный в Поволжье торговый центр. Для этого Казанская гордума уже уступила часть казанской земли Зеленодольску. В связи с чем земля под будущей Новой Турой несколько подешевела.

Как рассказал корреспонденту «Вовремя» руководитель автономной организации «Инвестиционный центр «Зеленый Дол» (структура Зеленодольского исполкома, курирующая данный проект – прим. авт.) Олег Гончаров, жестких планов, что конкретно там будут продавать, складировать или производить, пока нет. Однако инвесторы (которых он почему-то не смог назвать по памяти – прим. авт.), по его словам, уже в этом году хотят завершить первую очередь будущего технополиса. Это около 110 тысяч квадратных метров площадей. Стоимость строительства первой очереди – около 8 млрд. рублей. Однако завершение строительства в этом году маловероятно. Пока, по словам Гончарова, идет процесс отвода земель. А строить начнут, наверное, только когда растает снег.

Концепцию парка разрабатывала международная компания Ernst&Young, о которой недавно не очень лестно отозвался президент Рустам Минниханов.

Согласно планам правительства республики, комплекс расположится на площади в 75 га. Здесь будут торговые площади, складские помещения, парк развлечений с кафе и ресторанами, а также площадки для проведения культурных мероприятий (выставки, конференции), спортивных соревнований и деловых переговоров. Гончаров добавил в этот и без того внушительный список производственные площади. Только что  именно можно будет там производить, уточнить затруднился. Кабмин в своем постановлении озаботился подведением коммуникаций к будущему торговому центру, а также созданием удобного съезда с трассы М7.

Всё это информация из открытых источников, СМИ. У лиц официальных её можно получить гораздо меньше. Если не сказать, совсем не получить. В Минпромторге РТ, к примеру, который должен курировать проект технополиса Новая Тура, затруднились назвать конкретные параметры будущего супер-пупер-центра.

Как инициаторы в постановлении Кабмина указаны исполком Зеленодольского муниципального района, исполком Казани, Совет Ассамблеи народов Татарстана, Казанский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета. Среди инициаторов в постановлении назван и инвестор − ООО «Поволжский центр сервиса и торговли». Но никакой информации в интернете по данному ООО обнаружить не удалось, даже контактных данных.

Между тем, некоторые местные СМИ назвали инвестора. Это израильская компания AFI Developmen, принадлежащая бизнесмену Леви Леваеву.

Но самом деле история с инвестором несколько запутана и приобрела детективный оттенок. В московском офисе AFI Developmen  корреспонденту «Вовремя» заявили, что комментарии дать не могут, поскольку никакого проекта «Новая Тура» их компания не ведет. То ли Леваев не поставил в известность своих сотрудников, то ли проект находиться на той стадии, когда о нем ещё рано говорить. Или, наоборот, уже поздно говорить.

Возможно, весь смысл операции заключается в удешевлении стоимости большого участка земли под Казанью.

Что, кстати говоря, не самый худший вариант — для населения Казани. В постановлении №722 есть пугающий фрагмент: «исполнительному комитету муниципального образования г. Казани подготовить схемы возможного в соответствии с действующим законодательством перемещения арендаторов торговых площадей с территорий действующих непродовольственных рынков г. Казани в Технополис». Как можно законно переместить рынок вместе с арендаторами из Казани в сельскую глушь – тайна, ведомая только нашим чиновникам. Уже поползли слухи, что в Новую Туру хотят перебазировать Вьетнамский рынок.
Если подумать, то перенос казанских рынков к «черту на кулички» — это единственный шанс хоть как-то привлечь сюда покупательский поток. Возможных покупок жителей Залесного, Юдино и даже всего Кировского района Казани вряд ли хватит, чтобы оправдать затраты на самый большой поволжский торговый центр. Можно ещё всех татарстанских миллионеров в Залесный переселить. Разумеется, только законно.

Смысл проекта технополиса в Новой Туре всё-таки ясен, мягко говоря, не вполне. Вьетнамский рынок хоть и находиться на окраине Казани, но добираться сюда всё же значительно ближе, чем в Залесный. Да и недостатка торговых центров в Казани что-то не наблюдается. Каждый год открываются новые.

Вряд ли кто-нибудь в здравом уме и твердой памяти поедет за новым костюмом в соседний район, если рядом с домом есть «Тандем» или «Мега». Показать детям казанские окрестности можно будет, если в технополисе будут представлены уникальные аттракционы, которых больше нигде в Казани нет. Иначе самым ярким детским впечатлением от поездки будет долгая дорога. А уж приглашать делового партнера на переговоры в Новую Туру и вовсе рискованно. Может не так понять и обидеться.

Можно, конечно, съездить в технополис из чистого любопытства, чтобы просто посмотреть, какой он — по-настоящему большой торговый центр. Но это будет уже не шоппинг, а экскурсия.

Эпизод третий: Русский обитаемый остров
То, кто полагает, что только на местах строят «воздушные замки», а уж там, в Москве всё миллион раз просчитывают, перед тем, как принять решение — заблуждаются.

Самый яркий пример некоторой неразумной щедрости федерального правительства – строящийся мост на остров Русский. Если кто не в курсе, остров Русский – это административная часть Фрунзенского района Владивостока, то есть край географии. Реально от Русского до Владивостока несколько километров по воде.

В стародавние царские времена, а именно в середине 19 века, остров колонизировала Российская империя. «По одной версии, остров был назван Русским в честь России и её народа, представители которого занимались исследованием Дальнего Востока» — открыли страшную тайну авторы Википедии. В советские времена здесь находилось несколько военных городков. Сейчас на острове Русском находится часть специального назначения РУ КТОФ-42 РП СпН. Это одна из баз российского Тихоокеанского флота.

Кроме того, здесь был открыт оздоровительный комплекс «Белый Лебедь». Почему-то на территории бывшей дисциплинарной роты КТОФ. Но жителей Владивостока, да и всего Приморья, которым далеко добираться до египтов, турций и сочей, это не пугает. Русский – излюбленное место их отдыха. Говорят, что иногда летом здесь даже можно купаться.
В 2002 году вдогонку к морякам и отдыхающим приморцам сюда перебрались и монахи — на острове был открыт Свято-Серафимовский мужской монастырь. Очень уж благостным показалось это место русской православной церкви.

Ну, и ещё здесь строиться кампус Дальневосточного федерального университета.
Никаких предприятий и фермерских хозяйств на острове нет. Все его население – моряки, монахи да приезжие – составляют не более 5 с половиной тысячи человек.

И вот их решили осчастливить новым мостом «анжинерной конструкции». Да не просто мостом, а мостом невиданных размеров! Согласно проекту, при вводе в эксплуатацию мост до острова Русский будет вантовым с самым большим в мире пролётом, длина которого составит 1104 метра, и самыми высокими пилонами — 320 м. Ванты для моста изготовлены французской компанией Vinci. Общая протяженность с эстакадами — 3100 метров, длина центрального руслового пролета — 1104 метра, общая ширина проезжей части — 21 метр (4 полосы).

Не надо думать, что сейчас жители острова отрезаны от мира. Как-то ведь туда регулярно попадают отдыхающие, да и моряки там далеко не робинзоны, а монахи – не отшельники. Между Русским и Владивостоком регулярно курсирует паром.

Ошибутся  и те, кто предположит, что мост нужен для того, чтобы студенты из будущего кампуса не опаздывали к первой паре.

Решение о строительстве моста было принято на уровне федерального правительства в 2007 году почти одновременно с решением провести саммит  стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества именно на острове Русский.  Саммит должен состояться как раз в мае 2012-го года. Именно к этому сроку мост обещают достроить. А начали его строить в сентябре 2008 года.

Понятно, что одним мостом дело не ограничится. На Русском должны появиться сеть дорог и гостиниц, пресс-центр, конференц-центр, 3 причала (обычный, грузовой и VIP – прим. авт.), небольшой аэропорт, вертолетные площадки и даже игровая зона (чтобы гости саммита, не дай Бог, не заскучали – прим. авт.). В общем, как в сказке: взмахнут чиновники волшебной «бюджетной» палочкой и возникнут на пустом месте дворцы, мосты, дороги и прочая сказочная для той местности инфраструктура.

Общая смета расходов на проведение саммита АТЭС постоянно росла. С первоначальных «жалких» 100 млрд. рублей до уже более весомых 267 млрд. рублей. Сколько будет стоить мост, не сообщается. Но эксперты по аналогии с подобными стройками констатируют: более реально, что строительство потребует еще не менее 35,5 млрд .рублей.

Строительство моста не обошлось без скандала. 5 февраля 2009 года покончил с собой Вячеслав Полянских, заместитель главного инженера ООО «Мост-Восток», руководивший строительством моста. В предсмертной записке он якобы написал: «Строительство моста ведется с грубейшими нарушениями. Я не хочу быть крайним, когда мост рухнет и будет масса жертв…».

Но даже если мост получиться сделать в срок, требуемого качества и надежности, это никак не снимает закономерный вопрос: три десятка делегаций вместе с журналистами будут по нему три дня ездить, а дальше? Саммиты не каждый месяц и даже год проходят. Кому станут нужны после саммита АТЭС, пресс-холл и вертолетная площадка на краю географии? Монахи будут в казино служить обедню? Пустые гостиницы отдадут под казармы? А на чьи плечи ляжет финансирования обслуживания моста, который, без должного ухода, действительно вскоре обветшает и вполне может произойти ЧП? Нет ответа.

Чужих денег не жалко
Экономическая обоснованность проекта важна, когда тратишь свои, кровно заработанные деньги. А когда распоряжаешься бюджетом, не важно, какого уровня, можно особо не заморачиваться над реальной отдачей.

Даже в самые «тучные» годы требуется экономия «чужих» денег. Но достичь этого можно только при условии, что налогоплательщик будет как-то влиять на тех, кто принимает решения, куда направить заработанные им деньги.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

13.01.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также