Джаз на встречной полосе

18.10.2011

Если до сих пор еще кто-то не понимает, что представляет из себя джаз  — но чья душа при этом к джазу нет-нет, да тянется —   стоит сходить на любой концерт оркестра имени Олега Лундстрема, и тогда диагноз «джазомания» вам гарантирован. Но надо именно сходить, а не просто послушать аудиозаписи. Ведь эта всемирно известная команда считается «светилом» классического джаза и экспериментатором современных музыкальных направлений. И если на концертах академических оркестров (чего уж греха таить), некоторые слушатели дремлют и без конца зевают, то на выступлении коллектива Лундстрема, наоборот, всем своим телом, с головы до ног, зрители начинают «выбивать» ритмы. И дело не в том, что публика собирается осведомленная, быть смирными просто невозможно! Впрочем, как и самим музыкантам.

Сцена для камерного оркестра, а это всего 12 музыкантов, — свободная зона для передвижений, общения и танцев. Нынешний художественный руководитель,  Борис Фрумкин во время выступления чувствует себя настолько раскрепощенно, что граница между залом и сценой попросту исчезает. Нет и официоза вроде того, что артистам нельзя поворачиваться к зрителям спиной. Кстати, исполнять партии на рояле и быть дирижером в одном оркестре – очень непросто, и, пожалуй, посильно лишь Фигаро. Тут уж не до формальностей! Но оркестр Лундстрема придумал, как выкрутиться из ситуации. Пока худрук музицирует на рояле, перкуссионист, у которого более-менее свободные руки и ноги, нежели, к примеру, у контрабасиста, и играет роль дирижера. Все просто: ритм задается танцем. Оттого музыкант так бешено выплясывает на сцене, а не потому, что он, как кто-то может подумать, «навеселе».

Визит музыкантов в Казань неслучаен. В военное и послевоенное время в Татарстан была «перенесена» наука и культура всей страны. Наш город стал пристанищем для жизни оркестра около десяти лет. Олег Лундстрем закончил Казанскую консерваторию по классам симфонической композиции и дирижирования, там же преподавал и одновременно работал скрипачом в оркестре Казанского оперного театра. Также оркестр Лундстрема записывал музыку для Татарского радио, неофициально, конечно, и, к сожалению, ведь исполнение джаза в Советском Союзе было запрещено… до 1956 года, когда обнаружилось, что стране необходимо восстановлять не только промышленность, но и культуру. С этого момента оркестр стал первооткрывателем джаза в СССР, покорителем мировых музыкальных площадок и даже попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый долго существующий  оркестр с одним руководителем.

Зная историю этого коллектива, становится понятным тот факт, почему его выступления так необычны и самобытны. Программа была насыщена праздничными новогодними пьесами в мажорных тональностях, но пик ликования пришелся на выход американской вокалистки Микки Ховард, практически неизвестной российской публике. Однако, учитывая то, что оркестр имеет статус первооткрывателя, можно быть уверенными, что дебют певицы в России состоялся. Тем более, джаз–поп–RnB-дива имеет самую престижную музыкальную награду в мире «Греми» (напомним, что стиль RnB, сокращенно от rhythm&blues, идентифицируемый сегодня молодежью в основном по вещам вроде «Candy Shop» от «50Cent», возник еще в 30-40е годы прошлого века, и имеет такое же отношение к попсе, как Рей Чарльз – к группе «Банд’Эрос» – прим.ред.).

Но не регалии так красят заморских певиц-мулаток с их от природы мощнейшими голосами, как их концертные наряды. Да-да! Джаз – это не только звучание, но и форма. Концертные платья солистки биг-бендов должны быть на грани сенсации: самые модные, яркие и экстравагантные. Микки отвечала этому канону джаза на все сто: длинное обтягивающее платье в гепардовых принтах с золотым напылением и эффектом латекса скрывало туфли на огроменной платформе ярко-синего цвета. Мужская часть публики была явно не в себе. Женская же аудитория не буквально не сводила глаз с красавчиков-музыкантов в рубашках лавандового цвета со сверкающими духовыми инструментами, ведь оркестр Олега Лундстрема всегда состоял из молодых джазменов, которых можно взрастить по своим профессиональным «требованиям». Такое головокружительное зрелище затмило периодические неполадки со звуком: режиссеру грозили кулаком и музыканты, и вокалистка. Эта особенность Концертного Зала ничуть не смутит музыкантов в следующий приезд, дата которого пока неизвестна, но по традиции ожидается весной.

 

Лиана Тимерханова,

Специально для Вовремя:ру

18.10.11

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также