Дискаунтеры — удар ниже инфляции

01.03.2012

Ритейл цветет махровым цветом

Практически каждый год Казань встречает новый торговый центр либо крупный супермаркет. Кажется, что казанский рынок продуктов и одежды (скажем так, бюджетного варианта – прим. авт.) – это бездонная бочка. Такие сети, как «Пятерочка» и «Магнит», постоянно в поиске новых помещений под магазины — чем снимают головную боль с озадаченных кризисом арендодателей. И даже магазины «Бахетле», далекие от дискаунтерного формата, тоже планируют не отставать от других, открываясь в разных концах города.

В конце прошлого года в Казани открылся «Ашан», прихода которого казанцам пришлось ждать больше года. Не смотря на то, что французы с видимым усилием пробивались на местный рынок, в результате они остались довольны. Даже в будни торговый зал ритейлера в ТЦ «Южный» не пустует.

А вот о громких «закрытиях» что-то не слышно. Но ведь казанцы не могут с каждым годом увеличивать индивидуальное потребление. Желудок имеет свои ограниченные объемы, а даже недорогая одежда не снашивается за месяц.

Возможно, этот процесс (бурного роста рынка ритейла – прим. авт.) говорит о том, что доходы казанцев немного упали. Следовательно, им нужно пересматривать структуру расходов. Теперь в ней преобладают недорогие покупки, к которым, безусловно, относятся предметы первой необходимости. Как бы там ни было, факт остается фактом – казанский рынок FMCG (fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые товары, или товары повседневного спроса — прим.ред.) пока освоен не до конца.

Немцы под Казанью

Вот и немецкая компания Selgros решила побаловать казанцев недорогими товарами. Совсем недавно, 23 февраля 2012 года, их супермаркет открылся на Мамадышском тракте. В открытии приняли участие практически все vip-персоны — президент РТ Рустам Минниханов, премьер-министр РТ Ильдар Халиков, мэр Казани Ильсур Метшин, министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. Их гостеприимно встречал председатель Совета директоров компании «Зельгрос» Джон Месью.

Для справки: компания «Зельгрос Кэш энд Керри» является владельцем 81 торгового центра «Зельгрос Кэш энд Керри» (44 магазина в Германии, 12 – в Польше, 18 в Румынии). Объем инвестиций в гипермаркет в Казани площадью 8,5 тыс. кв. метров (построили собственное здание – прим. авт.) составил 10 млн. евро. Ассортимент магазина «Зельгрос Кэш энд Керри» составит 40 тыс. наименований, наполовину – продовольственные и непродовольственные товары народного потребления.

Найти Selgros не так сложно. На Мамадышском тракте ориентир – автосалон Рено или супермаркет «Эдельвейс». Колону с надписью Selgros видно издалека.


Загадка Selgros

Изначально Selgros позиционируется как магазин для предпринимателей. Формат Кэш энд Керри предполагает пусть малый, но опт. К сожалению, корреспонденту «Вовремя» так и не удалось выяснить в самой немецкой компании, на какую целевую аудиторию нацелен новый супермаркет. В московском офисе порекомендовали связаться с управляющим казанским магазином. Но там сказали, что управляющий на больничном (хотя ещё не прошло и недели с момента открытия – прим. авт.).

Впрочем, удалось выяснить, что для предпринимателей, которые будут закупаться в Selgros настоящим оптом, будут предусмотрены дополнительные скидки. Их размер будет высчитываться в каждом случае индивидуально.

Однако в связи с тем, что мелкие и средние казанские предприниматели традиционно закупаются самовывозом на оптовых базах либо посредством оптовых фирм с доставкой,  основной поток в данном магазине, вероятно, будет состоять из представителей среднего класса, которые приезжают на машине и закупаются на неделю. Тем более, что в Selgros, в отличии от первой практики уже присутствующего в Казани Metro, карту клиента (он же пропуск в торговый зал – прим. авт.) дают не только предпринимателям, а любому физическому лицу по предъявлению паспорта.

О том же говорит и видимая часть рекламной компании Selgros. Она проходила, в основном, с использованием наружной рекламы (щиты и остановки – прим. авт.). Также по почтовым ящикам подъездов распространялись буклеты с рекламой товаров, приобретение которых сулило наибольшую выгоду. Такие маркетинговые ходы достаточно затратны и очевидно рассчитаны на аудиторию более широкую, чем малая предпринимательская среда.

Железное спокойствие конкурентов

В этой связи интересно обратить внимание на опыт Metro, которое уже давно работает в Казани. И, кстати, незадолго до немцев открыли в Казани уже второй магазин на Тихорецкой. По информации Оксаны Токаревой, руководителя по корпоративным и внешним коммуникациям компании «МЕТРО Кэш энд Керри»,  казанские торговые центры Мetro демонстрируют стабильные результаты по продажам, и в течение последних дней ситуация не изменилась. По мнению специалистов компании, рынок Казани достаточно объемный и далек от насыщения.

Никакие особые программы в связи с открытием торгового центра Selgros, по словам Токаревой, в Metro не планировали. Проходили лишь их обычные акции. В новом Мetro в Казани с момента открытия также проходят дегустации собственных торговых марок на еженедельной основе. 

Придя в Metro в середине обычного буднего дня, можно обнаружить в торговом зале достаточно много покупателей. Тележки у них не пустуют, но оптом это назвать язык не поворачивается. Впрочем, каков потребитель — таков и опт.

Тем не менее, Metro активно внедряет в жизнь программу поддержки малого и среднего бизнеса «Школа Торговли». Она работает во всех торговых центрах Мetro во всех регионах России, где есть их магазины. Как сообщила «Вовремя» представитель компании, более 5 000 клиентов по России приняли участие в программе. В Казани таких набралось… 6. Это  владельцы небольших магазинов у дома. Например, в конце улицы Космонавтов.

Не очень густо для города, где тысячи мелких торговцев (правда, непросто им работать и развиваться в городе, где формат мелкой розницы считается властями «нецивилизованным», а «цивилизованные» крытые рынки требуют от желающих стать арендаторами «входной бонус» в пару-тройку сотен тысяч — прим.ред.). Ещё один аргумент в пользу того, что опт – это замечательно, но розница приносит больше.

 

Сравнительный ценовой анализ

Корреспондент «Вовремя» не поленился и сравнил цены в Selgros, Metro и «Ашан». Для этого он методом тыка выбрал 10 товаров из разных отделов. Разумеется, в его список не вошли товары, попадающие под специальные акции. Это мини-исследование не претендует на научность. Но общее и непредвзятое впечатление об уровне цен дает.

Объезд магазинов показал, что цены практически идентичные. Разница в 20-30 рублей существенна только для тех, кто берет большим оптом. На что-то цена совпадала буквально до рубля. Ну, разве что за исключением коробки конфет «Коркунов». В «Ашане» их почему-то не продают. А Metro они оказались почти на 100 рублей дешевле, чем в Selgros.

Ещё выяснилась интересная подробность из жизни спиртных напитков, которые пытливый корреспондент тоже сравнивал по одной известной водочной марке. Оказывается, в «Ашане» на полке, посвященной традиционному русскому сорокаградусному напитку – водке, представлена исключительно продукция «Татспиртпрома». Сразу закрадывается мысль — вот что значит загодя не озаботиться получением алкогольной лицензии… Selgros, похоже, заранее подстраховался. У них чувствуется разнообразие алкоголя. Правда, «Татспиртпрому» выделен отдельный стеллаж.

На некоторые товары цены в Metro и «Ашане» даже чуть пониже, чем в Selgros. А в последнем нет ничего такого, что перебивало бы цены прямых конкурентов (за исключением товаров, продаваемых с дополнительной скидкой в рамках акции – прим. авт.). А ведь учебник по маркетингу призывает при вхождении на рынок демпинговать. Или сегодня изменились правила игры?

 

Торговля «на куличках»

А теперь задумаемся, какой смысл рядовому покупателю тащиться на край города (если он не живет в Азино или, к примеру, на Арбузова – прим. авт.), если ближе есть конкурент с примерно идентичным уровнем цен и ассортиментом.  Даже «Ашан», который не позиционирует себя как оптовик, находясь «на опушке леса» для спальных районов Заречья, более привлекателен по территориальной доступности для Горок, половины Азино и центра города.

К тому же «безлошадным» покупателям будет крайне затруднительно добираться до супермаркета Selgros. Туда ходит только один городской маршрут №71. Да и тот с интервалом примерно в 40 минут.


Больше магазинов, хороших и разных

Однако открытие Selgros в Казани имеет один неоспоримый плюс. Каждый новый игрок обостряет конкуренцию. Это, в свою очередь, позволяет если не существенно снижать цены на ТНП, то хотя бы тормозит их рост.

Происходит примерно та же ситуация, что и на рынке бытовой техники и электроники. Цены на старые модели рано или поздно падают.

Это, безусловно, не может не радовать казанских покупателей. Поэтому welcome, дорогие сетевые компании.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также