Вам помочь или не мешать? |
|
Михаил Жванецкий |
Бизнес развивается?
Если сравнивать российский бизнес, каким он был 20 лет назад (в эпоху КПСС и становления кооперативного движения) и нынешний этап его становления, то прогресс вырисовывается огромный. Многих экспертов это успокаивает. Они говорят: посмотрите вокруг, как всё цветет и благоухает! Направо пойдешь – бутик, налево – частная клиника, прямо – ресторан, оборотишься назад – а там уже ремонт носков открылся. Так что у отечественного малого бизнеса не жизнь, а сказка. В соседней Белоруси, к примеру, даже торговля до сих пор государственная. Правда, там и продукты в 3-4-5 раз дешевле, чем в среднем по России.
Правда, иногда в стройном хоре подобных экспертов слышатся неуместные и нестройные голоса отдельных злопыхателей и клеветников на наше светлое сегодня. Они пространно намекают на какие-то там рейдерские захваты и разорения малого бизнеса.
Но это ещё не всё. По статистике, фактически треть российских компаний сталкивается с перспективой стать банкротами. Эта тенденция подтверждается данными Высшего арбитражного суда РФ. Рост количества банкротств демонстрирует статистика этого органа.
К сожалению, статистика не говорит о том, по каким причинам возникает большинство трудных ситуаций, ведущих к закрытию или продаже бизнеса. На глазок, можно предположить, что нехватка оборотных средств – один из доминирующих факторов.
Та же банальная нехватка средств тормозит появление нового поколения российских предпринимателей. Далеко не у всех, желающих открыть свое дело, есть на это средства.
Обращаться за кредитом в банк – способ далеко не для каждого. Банки обычно требуют залог. И если и дают кредит, то под неподъемные для начинающего бизнесмена проценты.
Деньги в обмен на справки
Государственные мужи, прислушались к голосам злопыхателей, и оказывают поддержку бизнесу. Финансовую, в том числе. Для этого в России существует система государственных грантов.
Деньги на поддержку малого бизнеса из госбюджета выделяются, и немалые — около $20 млн на все субъекты Федерации. Ожидается, что в текущем году эти деньги помогут примерно 20 000 малых предприятий на стадии стартапа. В следующем году бюджет, по прогнозам экспертов, будет слишком дефицитным, и расходы государства на развитие малого бизнеса наверняка снизятся.
Получить грант не так просто. Для этого начинающему стартаперу необходимо пройти определенную процедуру, правильно оформить документы, прилагаемые к заявке. Собрать кучу справок. Всё как в собесе. Ибо гос. грант – это и есть собес для бизнеса.
Главным документом тут, без сомнения, является бизнес-план. Там должно быть поэтапно расписано, как соискатель гранта надеется его потратить и превратиться в отечественного Билла Гейтса.
Кроме того, надо учитывать, что денег, как правило, выделяется меньше, чем нужно всем желающим с гениальными бизнес-планами. Поэтому придется побороться в конкурсе. В России на место победителя претендует в среднем 15-20 человек. Иногда предприниматели (недовольные результатами конкурса) жалуются, что эти конкурсы, в итоге превращаются в банальный распил государственных денег, где к тому же воруют идеи. Но не будем обращать внимание на этот поклеп. В России и распилы, придумают же такое.
Возьмем для примера Вологодскую область. Здесь уже несколько лет успешно функционирует «окно выдачи помощи предпринимателям». Тоже по конкурсу, а ни по принципу, кто первый в очередь встал.
Однако, есть и ограничения: юридические лица, созданные в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства; юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства; юридические лица, учредителями (участниками) которых являются малые предприятия, физические или юридические лица, получившие грант или выступившие в качестве учредителей малых предприятий, юридических лиц, получивших грант; юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие грант; имеющие задолженность в бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, процентов и штрафных санкций не могут участвовать в конкурсе.
Максимальная сумма выделяемая в Вологодской области – 1 млн рублей. Стоит ли стараться, расписывать бизнес-проекты, собирать бумаги ради такой суммы – дело индивидуального выбора.
Впрочем, суммы, предоставляемых грантов колеблются в зависимости от ВРП конкретного субъекта. Но правила подачи заявок примерно у всех регионов одинаковые.
Нюансы грантополучения
В деле грантополучения есть ещё несколько нюансов. В частности, частно гранты выделяются на конкретные вещи. Например, фермерам на солярку или покрытие процентов по кредитам.
В Санкт-Петербурге, например, наиболее популярными оказались субсидии на возмещение затрат на арендную плату или пользование уникальным оборудованием, а также на экспорт инновационной продукции.
Грант без инноваций – деньги на ветер
В итоге получается довольно странная картина. С одной стороны, бизнес у нас не «сирый и убогий», а вполне себе развитый. А с другой, без поддержки государства ему всё же не обойтись (чтоб не сказать, не выжить).
Ни где в правилах приема заявок на гос. гранты не прописаны сферы, в которых надеятся трудится на благо страны потенциальный получатель финансовой помощи. То есть хоть булочную открывай, хоть в космос лети – в общую очередь.
Негласно говорится, что поддерживать торговцев алкоголем или сигаретами даже с самым перспективным бизнес-планом государство не будет. Скорее уж, открывающих платные спортзалы. Впрочем, в некоторых субъектах это прописано в правилах. К примеру, такие виды деятельности как продажа алкоголя, недвижимости не могут в Петербурге претендовать на государственные субсидии.
Также по умолчанию считается, что гос. гранты поддерживают инновационные предприятия. Например, среди приоритетных для Петербурга отраслей, которые будут удостоены субсидий, — производство, транспорт, связь, строительство, ЖКХ. Торговля в приоритетные отрасли не входит.
В среднем доля инновационной продукции в общем объеме у участников конкурса в Питере составляет 70%, а затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 40%.
Не понятно, только одно: почему доля инновационной продукции не 100%? Зачем вообще допускать к конкурсу тех, кто не планирует использовать в своей работе инновации, то есть открыть что-то принципиально новое? И не важно, что конкретно это будет – новый вид рекламного продвижения или производство красок из заячьего помёта.
Все остальные должны рассчитывать на собственные силы. К чему в одном городе за госсчет создавать 125 кафе, или 547 парикмахерскую?
Если в какой-то местности жизненно необходим магазин или частный детский сад, то значит, спрос обеспечен. И, следовательно, дело обречено на успех. Без всякой государственной поддержки.
А вот, например, разработка новой технологии хранения огурцов или создание нового лекарства от чесотки – проекты рискованные. И вложения средств требуют таких, что далеко не всегда могут привлечь разработчики.
В тех случаях, когда коммерческий риск высок, рынок сбыта ещё только развивается, имеет смысл вложиться государству. Поддерживает же оно фундаментальную науку.
А раздавать деньги направо и налево под априори не инновационные (пусть и прибыльные) проекты – немногим отличается от банального распила. Государственная стратегия всегда должна быть устремлена в будущее, а не прошлое или настоящее.
А всем остальным предпринимателям (не инноваторам, а традиционалистам) поддержка нужна только в одном – чтобы госорганы не мешали работать. Настоящий предприниматель – самодостаточный человек, прекрасно осознающий риск на который идет.
Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру