«Три кита» проектного кредитования
Реализация нового сбербанковского проекта «Кредитная фабрика для малого бизнеса» стартовала в первых числах сентября. Как сообщила начальник отдела обслуживания и продаж в сети ВСП для юридических лиц отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России Ляйля Зарипова, за неделю работы проекта они получили уже 54 заявки.
В продуктовой линейке фабрики предлагается кредит с символичным названием «Доверие». Его может получить малое предприятие, индивидуальный предприниматель или собственник бизнеса с годовой выручкой до 60 млн. рублей. Максимальный размер кредита составляет 2 млн. рублей, собственники бизнеса, как и физлица могут получить его, начиная с минимальной суммы в 30 тыс. рублей. Для ООО и индивидуальных предпринимателей ставка чуть выше – 80 тыс. рублей.
Технология кредитования базируется на «трех китах»: централизация, автоматизация и стандартизация и предусматривает комплексную оценку субъекта микробизнеса (включает скоринговую оценку собственника бизнеса – прим. авт.), рейтинговую оценку финансовых показателей, оценку внешней и внутренней кредитной истории и уровня риска. А также централизованную процедуру принятия решения независимым андеррайтером (дословно «андеррайтер» означает «подпись под рисками» — прим. авт.).
Клиенту лишь необходимо заполнить анкету и предоставить упрощенный пакет документов. Вся процедура, ранее занимавшая 15-20 дней и требующая 11-15 участников, сократилась до трех дней и трех же участников.
Вся работа ведется через Интернет
Заниматься новой продуктовой линейкой Сбербанка предстоит специально рекрутированным сотрудникам – клиентским менеджерам для малого бизнеса. В частности, что касается «кредитной фабрики», то именно клиентский менеджер принимает упрощенный пакет документов от клиента и в автоматическом режиме направляет их андеррайтеру. Тот, в свою очередь, рассчитывает сумму кредита, принимает решение и направляет ответ в филиал банка.
— Клиентский менеджер для нас совершенно новая категория сотрудников, работающих конкретно с малым бизнесом, — пояснила Ляйля Зарипова. Такой сотрудник не только привлекает клиентов, но и сам предоставляет услуги. Наша конечная цель, чтобы максимальное количество клиентов «ушли» на дистанционные каналы обслуживания. Вся работа и общение ведутся через Интернет.
Клиент, помимо сокращения бумажной «возни», получает возможность меньше наведываться в сам банк – в отличие от старой технологии, выезд в кредитное учреждение осуществляется лишь в отдельных случаях. С начала года, по словам начальника отдела, по новой продуктовой линейке для малого бизнеса банк получил очень хорошие результаты.
— Если кредитная заявка по технологии «фабрики» не проходит, это не значит, что мы прекращаем работу с клиентом, — рассказала Ляйля Зарипова. – Мы предлагаем ему стандартные методы работы, другие кредиты.
Комиссий не предусмотрено, ставка едина по всей России
— Ставка по «Кредитной фабрике» составляет 17,5% годовых, без каких-либо комиссий, — поделилась начальник отдела. – И она едина на всей территории России. Процентная ставка Сбербанка сегодня, безусловно, самая конкурентная и для данной технологии самая приемлемая.
Как сообщила Ляйля Зарипова, определенные требования этот кредит предъявляет к возрасту заемщика и бизнесу, который тот ведет. Так, возрастные ограничения составляют от 25 до 60 лет. Срок ведения бизнеса для сферы торговли должен быть не менее 3 месяцев, для других видов деятельности – не менее полугода. Срок кредитования – от 6 до 24 месяцев.
— От предпринимателя по данному кредиту не потребуется какого бы то ни было материального залога, — пояснила Зарипова. – И мы не интересуемся, на какие цели собственник бизнеса получает заем.
Отдельные отличия, по словам Ляйлы Зариповой, «Доверие» имеет по отношению к компаниям, получающим большую долю выручки от сельхозпроизводства.
Кредитные аппетиты малого бизнеса заметно растут
В первом полугодии 2011 года объем кредитования малого бизнеса в Сбербанке, рассказала спикер, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился в 2 раза. В 4 раза выросли инвестиции в основной капитал.
— С начала года малому бизнесу предоставлено кредитов на сумму 6,1 млрд. рублей, что оказалось чуть меньше итоговой суммы за 2010 год, — порадовала статистикой начальник отдела. – За полгода банк прокредитовал 1135 заемщиков малого бизнеса. А это больше, чем за весь прошлый год!
Средний размер кредита для малого предпринимательства в текущем году, по словам специалиста Сбербанка, составляет 3,2 млн. рублей.
— В наших нормативных документах четко прописано: кратно увеличить возможности финансирования для людей, занимающихся предпринимательством, — расставила акценты Ляйля Зарипова. – А также создать возможности для развития перспективных клиентов малого бизнеса. Предлагаемые продукты должны быть понятны и просты, скорость предоставления высокой, географическое положение кредитной организации – близким.
Ляйла Зарипова пояснила, что главная цель столь активной нацеленности на расширение линейки продуктов для малого предпринимательства — дойти до уровня западных стран, где доля такого бизнеса в экономике составляет 50-60%. В России, посетовала спикер, этот показатель находится на уровне 25%.
Оксана Ефимова,
Вовремя:ру
13.09.11