День товароведа

30.11.2011

Платиновый регион

В НКЦ «Казань» состоялось помпезной празднование подведения итогов конкурсов «Лучшие товары Республики Татарстана» и Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» 2011 года. Столы ломились от яств. На импровизированной сцене (настоящей в НКЦ никогда не было – прим. авт.) пели, плясали и вручали дипломы. Вручали не прохожие с улицы, а представители первых рядов татарстанского чиновничества: премьер-министр РТ Ильдар Халиков и министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. В общем, праздник удался.

И повод подходящий. В 2011 году в конкурсе «Лучшие товары РТ» приняли участие 416 наименований продукции, услуг от 212 предприятий республики. Оргкомитет конкурса утвердил 162 лауреата, 176 дипломантов 1-й степени, 44 дипломанта 2-й степени. Итого в разной степени победителями могли чувствовать себя 382 организации. То есть почти все участники, для которых не жалко было бумаги на диплом.

Новые разработки были представлены в номинации «Новинка года». Туда попала инновационная продукция завода им. Серго – облучатель-рацикулятор бактерицидный. У Казанского завода синтетического каучука появилась двухкомпонентная полиуретановая мастика. «КАМАЗ» преподнес своим потребителям дизельный четырехтактный двигатель. Порадовали и вертолетостроители — ОАО «Казанский вертолетный завод» удостоен награды за очередную новинку – вертолет Ми-17В-5.

Но это ещё не все праздничные поводы. В очередной раз по итогам конкурса «100 лучших товаров России» Татарстан стал регионом-победителем. В этом году 149 наименований продукции и услуг были выдвинуты на федеральный этап Программы «100 лучших товаров России», из которых 62 стали лауреатами, 87 были отмечены дипломами. Татарстанские товары так понравились организаторам конкурса, что они решили наградить регион Платиновым дипломом, высшей наградой по версии анонимных экспертов.

 

А судьи кто?

В других (уже с 19 века «загнивающих» — прим. авт.) странах как-то умудряются обходиться без подобных конкурсов, спонсируемых государством. То есть конкурсы на звание лучшего товара там проходят практически ежесекундно. Непосредственно в офисах или на торговых прилавках. А судьями на них выступают потребители.

Поэтому корреспонденту «Вовремя» стало любопытно, кто отбирал лауреатов из огромной массы предприятий, подавших заявки. Хотя учитывая, что победило большинство, отбор вряд ли был очень жестким.

Непредставившиеся организаторы конкурса пояснили недогадливому корреспонденту, что костяк «судейского корпуса» составляли сотрудники республиканского сертификационного методического центра «Тест-Татарстан». Это государственное учреждение курирует сразу несколько вопросов: добровольную и обязательную сертификации, подтверждение соответствия качества продукции ИСО, испытывает качество электроэнергии и оформляет энергопаспорта. Наверное, именно там хранятся самые правильные линейка и весы.

Кроме того, в конкурсном отборе принимали участие специалисты профильных министерств и ведомств. Как видно, комиссия была авторитетная. Подход был сугубо научный. Оценивались экологичность продукции и её соответствие стандартам качества.

Но вопросы, тем не менее, остались. Допустим «ваминовское» «Масло крестьянское», изготовленное в Бугульме, лучше такого же, но изготовленного на казанском заводе «Вамина» (хотя вряд ли на каждом заводе у них своя технология – прим. авт.). Но чем так особенно хороши макароны и вермишель Мамадышского РайПО? В чем тайна их непревзойденного вкуса? Неужели, чтобы узнать вкус настоящих рожков, надо непременно ехать в Мамадыш?

Или обычные сдобные булочки лучше всего делают только на ОАО «Казанский хлебобараночный комбинат». Что они туда добавляют?

На некоторых примерах можно судить о предпочтениях республиканских властей. Так, среди победителей оказались сразу 3 вида продукции Казанского жирового комбината, входящего в группу «Нэфис»: это 2 кетчупа и соус. А из продукции «Эссен Продакшн АГ» победил… только один лимонный джем с имбирем.

 

Знакомые всё бренды, или сервис на низшем уровне

Разумеется, не обошлось без традиционного АОSа «Нэфис Косметикс» (вот уж действительно всероссийская популярность – прим. авт.), различных сыров «Вамина» и продукции «Татспиртпрома». Есть у нас и что выпить, и чем закусить, и даже чем посуду после этого помыть.

У корреспондента «Вовремя» вызвало недоумение то, что в номинации «Услуги» среди победителей он наткнулся на ОАО «Татарское агентство воздушных сообщений». По каким вообще «гостовским» параметрам можно оценить сервис при продаже и бронировании транспортных билетов, непонятно. Но от себя корреспондент может добавить такую историю. Примерно полтора года назад он обратился к кассиру ТАВС, расположенному в здании старого аэропорта с невинным на первый взгляд вопросом: сколько может стоить самый дешевый авиабилет до Симферополя. Кассирша, неопределенного возраста женщина, сказала, что ничего смотреть не будет, потому что «все равно ничего покупать не будешь, а только ходишь и глупыми вопросами людей от дела отвлекаешь». Других клиентов поблизости не наблюдалось. А под делами, очевидно, понималось распитие чая.

Надеемся, что другие товары и услуги, заявленные как лучшие в Татарстане, всё же более ориентированы не только на данный конкурс, но и на конечного потребителя.

 

Герметик, «Птичка» и тапочки как предметы национальной гордости

Надо сказать, что изучая представленную в фойе победившую продукцию, корреспондент «Вовремя» обнаружил немало действительно неожиданных примеров отличных — без всякой иронии — товаров.

Например, автогерметики и силиконовые резиновые смеси одного из старейших (основан в 1936 году – прим. авт.) казанских заводов синтетического каучука. По цене завод держит паритет с китайскими производителями, но казанское качество (по словам представителей предприятия – прим. авт.) намного превосходит китайское. Продукцию завода синтетического каучука следует искать на авторынке, в сетях «Автомир» и «Мегастрой».

Сладким радует фабрика «Золотая заря» из села Кощаково Лаишевского района. Сюда, как нетрудно догадаться из названия (которое на упаковке пишется так: крупными буквами «ЗАРЯ», а ниже и мелко — «золотая», тоже врят ли случайно — прим.ред.) перешла часть сотрудников из казанской фабрики «Заря» — некогда весьма успешной, а ныне почившей в бозе. В их ассортименте есть несколько видов конфет, в том числе и знаменитая «Птичка» с птичьим молоком. Как пояснили девушки у стенда «new-Зари», искать их продукцию лучше в сети «Бэхэтле» (но можно найти и на винтринах в уличных павильонах демократичного ТЦ «Муравейник» — прим.ред.).

Тапочки от мастера Наиля Галлиуллина из Залесного сделаны из натурального меха. Конечно, от 1500 рублей за пару — несколько дороговато для рядового менеджера. Но всё-таки ручная работа. И мех бобровый. Да и объемы выпуска далеко не промышленные –  в среднем 50 пар в месяц. А желающих пощеголять по дому в чем-то дорогом, но с национальным колоритом, пока хватает.

 

Есть своя новая технология в сфере ЖКХ, но своим она не очень-то нужна

Есть в Чистополе ООО «Паскаль». С виду — обычное ООО. На самом деле — типичные рационализаторы. В «Паскале» разработали регуляторы давления воды. Причем, целый ряд модификаций для каждого типа дома. Предназначение РДВ – снижение избыточного давления воды в сетях коммунального и промышленного водоснабжения.

А то, что давление, как правило, избыточное, у специалистов не вызывает сомнения. Наши сети водоснабжения, мягко говоря, далеки от идеала. РДВ требуются как для многоэтажек, так и для коттеджей, если к той же водонапорной сети подключены соседние высотки. Большое давление неизбежно ведет к подтеканию. РДВ помогает устранить  протечки и снизить расход воды на 30%. Кроме того, срок службы трубопроводной арматуры значительно увеличивается. Если в доме есть насосная станция, то, соответственно, она меньше потребляет электроэнергии.

Продукцией «Паскаля» заинтересовались некоторые московские застройщики, а также в Набережных Челнах. Почему пока не откликнулась Казань? Почему все застройщики не выстроились в очередь? Установка РДВ, разумеется, требует дополнительных вложений. Эффективно система РДВ будет работать только, если её ставить заранее при строительстве дома. То есть надо включать её в проект. Вот и получается, что далеко не каждая строительная компания будет долго возиться с согласованиями, да ещё и платить за это, только для того, чтобы потом написать в рекламном проспекте: в наших квартирах установлена экономная система водоснабжения.

Данный пример иллюстрирует основную проблему отечественного производителя. Действительно хороших товаров в России много, а вот с их сбытом часто возникают сложности.

 

Остров Татарстан

Всё-таки, с учетом закономерного скепсиса, некоторое чувство гордости за Татарстан остается. Здесь производят практически все необходимое для жизни. Если по нелепой приходи природы разверзнется бездна, и Татарстан оградится от остальных непреодолимой пропастью, его жители вполне смогут обойтись без внешнего мира. От шапки и макарон до катеров, холодильников и вертолетов – все может производить наша республика. Недаром, как похвастался на вручении наград Ильдар Халиков, по ВРП мы достигли второго триллиона.

Только вот по сочетанию цены и качества наши товары пока, увы, не достигли мирового уровня. Не смотря на многочисленные победы в инициированных государством конкурсах.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

01.12.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также