День Анискиных

17.11.2011

Современные околоточные

Сегодня в МВД состоялся брифинг, посвященный профессиональному празднику участковых. Ведь 17 ноября 1923 года была утверждена инструкция участкового надзирателя. Но история участковых ещё древней.

Большевики взяли за основу систему околоточных и квартальных надзирателей, существовавшую ещё при царях. Вспоминается герои современных российских детективов, к примеру, Фандорин или Путилин, которые в своей сыскной работе опирались, прежде всего, на тех. кто работал на земле.

На брифинге выступал Федор Батков, начальник ООД УУП и ПДН МВД по РТ (даже не пытайтесь понять, что это значит – прим. авт.) или просто глава всех татарстанских участковых. Речь его была праздничной, поэтому своих подчиненных он долго хвалил. Хотя Батков опустил несколько принципиальных аспектов, но у журналистов была возможность задавать уточняющие вопросы.

 

Местные Пуаро

По удачному выражения Баткова, участковые – это мостик между государством (и МВД в частности – прим. авт.) и населением. По  этому мостику иногда проходят такие жалобы и просьбы, которые к правоохранительному ведомству совсем не относятся. И на пенсию жалуются бабушки, и на текущие трубы. А у участковых и своей работы хватает. Всего в текущем году поступило около 130 тысяч обращений от граждан (прошлом году – 124 тысячи обращений – прим. авт.). Больше обращаются – больше доверяют. По крайней мере, так считает Батков. Хотя, может быть, участковые не сильно возражали бы, если бы доверия было поменьше.

В рамках реформы и переаттестации было сокращено более 22% сотрудников. Кто-то ушел на пенсию, а кому-то пришлось искать другую работу. Но темпы работы, по словам Баткова, служба не снизила. И проиллюстрировал это высказывание цифрами статистики.

Оказывается, каждое третье преступление в Татарстане раскрывается участковыми уполномоченными. В этом мы опять обогнали среднероссийский показатель – 24,2%. За 10 месяцев этого года местные анискины уже раскрыли 6472 преступления. Из них: 1800 краж, 178 грабежей, 21 разбой и даже 25 убийств. Правда, корреспондент «Вовремя» всегда думал, что, по крайней мере, тяжкие преступления у нас должны раскрывать следователи. На самом деле основная работа ложится именно на участковых и оперативников. Они лучше всех знают, кто с кем связан, кто где мог находиться в момент совершения преступления. Сразу понимают, кого можно допросить в первую очередь. Как Пуаро, по одной незначительной детали могут воссоздать картину преступлания.

А убийства, раскрываемые участковыми – это, в основном, следствия бытовых ссор. Конечно, формально участковый уполномоченный — помощник следователя. Документально дело оформляет последний. Но не будет преувеличением сказать, что преступление раскрыл именно участковый.

 

Лучше предупредить, чем потом «лечить» новым сроком

Но главная задача участковых – это не погоня со стрельбой, а профилактика правонарушений. Предупрежден – значит вооружен. Хотя полицейские и так вооружены. В этой связи особенно радостно выглядит статистика преступлений в Татарстане. На 27% снизилось количество преступлений, связанных с опьянением (с 5897 до 4291). При этом вряд ли меньше стали пить. На 19% — снижение бытовой (с 184 до 150) и рецидивной преступности (с 8545 до 6945).

То, что уровень рецидива падает, вообще можно считать маленьким чудом (или особенностями отечественной статистики – прим. авт.). Заслуга участковых в этом несомненна. Следить за тем, чем занимается вышедший на свободу, устроился ли на работу, кроме участковых, больше некому. А с июля этого года ещё и вступил в силу ФЗ №64 «Об административном надзоре». То есть теперь совершенно официально можно и нужно интересоваться судьбой граждан, попавших под действие этого закона. Правда, попасть под действие закона можно только по решению суда и только в 3-х случаях: если иметь непогашенную судимость, если совершить преступление против несовершеннолетних или если совершить преступление не один раз. 126 граждан Татарстана уже находятся под таким контролем. Ещё примерно столько же дел в судах.

 

Борьба с природой человека

Занимаются участковые и природными явлениями. Например, тишиной. Точнее, её сохранением. Ещё в январе прошлого года республика приняла свой закон о тишине. И с тех пор, чтобы утихомирить загулявших любителей потусоваться, люди звонят участковым. С тех пор 2214 нарушителей привлечены к ответственности за то, что они издавали громкие, иногда просто неприличные звуки.  

А всего за всё на свете за 10 месяцев участковые успели составить более 160 тысяч протоколов. То есть примерно по 533 протокола за сутки. А им ведь ещё тишину сторожить и преступников вычислять.

Ещё участковые борются с наркоманией. С их помощью был закрыт 71 притон. Прямо, не люди, а киборги, которые никогда не спят.

 

Тайна оклада

Корреспонденту «Вовремя» стало интересно, сколько за такой труд получают участковые. Ответ Баткова был настолько уклончив, как будто вопрос был про его личную зарплату. Он сослался на слова президента России.

Медведев пообещал, что со следующего года лейтенант полиции будет получать 33 тысячи рублей. Ну, и плюс надбавки. Участковые получают примерно столько же, сколько оперативники. Но поскольку корреспондент «Вовремя» не знал, сколько получают оперативники, эта информация ему ничего не дала. В некоторых муниципалитетах (например, в Нижнекамске – прим. авт.) участковым доплачивают из своих муниципальных денег. Правда, опять непонятно – сколько конкретно.

 

Поддержка со всех уровней власти

Но и родное государство, чем может, помогает службе участковых. Например, в честь профессионального праздника глава администрации Пестречинского муниципального района подарил пять компьютеров сотрудникам ОВД. Просто царский подарок. Неужели до этого пестречинские участковые обходились пишущей машинкой и калькулятором?

Но не надо думать, что прогресс обошел стороной службу участковых инспекторов. В Татарстане внедрили электронный паспорт участка. Говоря проще, там, где главы муниципалитетов щедры к правоохранителям, то есть на тех участках, где есть компьютеры и интернет, участковые могут пользоваться специальной базой данных. Везде подключена база татарстанская, кое-где и российская. В ней содержится вся информация по данному участку: сколько у кого оружия, за кем нужно надзирать, кто склонен к рецидиву и многое другое.

Региональные власти тоже щедры на подарки полицейским. Службе участковых они выделили свыше 300 автомобилей, 667 сотовых и почти 300 стационарных телефонов. Мобильная связь  участковых оплачивается тоже из бюджета.

 

Может собственных Джобсов земля татарстанская рожать!

 Но и это ещё не все подарки. Правительство приобрело для участковых 69 комплектов «Барс». По словам Баткова, это небольшие, помещающиеся в папку планшетные ПК. В них также присутствует полицейская база. Использовать «Барсов» можно, к примеру, следующим образом. Видит участковый безобразие – стоит машина на «зеленой» зоне. Пробивает по базе номера и узнает фамилию и адрес владельца. Затем просто поднимается в квартиру и в режиме он-лайн составляет протокол.

Вещь, конечно, в хозяйстве полезная. Тем более что разрабатывались и производились эти планшетники у нас в Татарстане. Батков дипломатично не стал делать рекламу фирме-разработчику. А зря. Очень интересно было бы узнать, где находятся местные «джобсы». Хотя бы из-за цены этого планшетника. Государству одна штука этого чуда техники обошлась в 79 тысяч рублей. Может лучше было бы за эти деньги купить пару самых навороченных на сегодняшний день iPadов? Можно найти в казанских магазинах планшетники и поскромней. Тысяч за восемь, то есть в 10 раз дешевле. А если брать оптом, то вообще на эти деньги можно было купить штук 700-800 планшетников не самого плохого качества.

Но это была только первая партия «Барсов». Когда будет вторая, неизвестно. Всё зависит от финансирования. Что, впрочем, не удивительно, учитывая дороговизну отечественных продвинутых (в смысле, пробивания госзаказа – прим. авт.) производителей.

Желание поддержать своих разработчиков весьма похвально. Только так бюджета может не хватить. Впрочем, может просто корреспондент «Вовремя» не в курсе. Как, впрочем, и большинство поклонников Apple. Может быть, наши разработчики на голову выше иностранных? Может, татарстанские планшетники надежнее, быстрее и удобнее своих зарубежных аналогов? Ну, тогда вступление в ВТО Татарстану не страшно. Наоборот, заполоним мир своими гаджетами.

В общем, недаром этот пилотный проект уже начинают внедрять у себя в Москве и некоторых других регионах.

При всей продвинутости полиции, обращаться к участковым через интернет пока нельзя. Для обращений существуют адрес и приемные часы участка. Но лучше всегда иметь под рукой служебный номер мобильного телефона своего участкового. Он есть на визитках, которые участковые должны распространять среди населения.

 

И на первый взгляд как будто не видна

Работа участковых, действительно, — не сахар. На одного участкового в среднем приходиться по 3000 обслуживаемых человек. В Казани нагрузка ещё больше – около 4000 человек на одного уполномоченного. Батков почему-то не назвал точное число сотрудников. Но любому знающему арифметику не так трудно раскрыть эту «военную тайну». Получается, что в Казане участковых примерно 287 человек.

Поэтому не удивительно, что не каждый знает своего участкового в лицо. Главное — иметь его координаты. Вполне может быть, отсутствие близкого знакомства с участковым говорит о его хорошей работе. То есть о минимизации криминальных факторов в конкретном районе.

Лучше не отвлекать участковых мелочами (и не только в их праздник – прим. авт.).  Типа украденной из почтового ящика бесплатной газеты. А если в квартиру ломится маньяк, лучше звонить 02, участковый может элементарно не успеть прийти на помощь. Он не Чип, и не Дейл. А вот если кто-то заметил, что в его подъезде поселились подозрительные личности, то ему прямая дорога в участок.

 

P.S. К вопросу о доровизне отчествененного гаджета «БАРС» — как уже после опубликования данной статьи пояснили нам в пресс-службе компании ICL-КПО ВС, «БАРС» — это не планшетник, это аппаратно-программный комплекс, название которого расшифровывается как «Беспроводная Автоматизированная Рабочая Станция» (БАРС). Отсюда и стоимость, большую часть которой составляет не стоимость «железа», а стоимость решения. Этот АПК построен на базе планшетного ноутбука, производимого в ICL-КПО ВС.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

17.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также