Das ist ФРАНШИЗ!

15.06.2012

Я много раз повторяю своим менеджерам: не хватает мозгов сделать лучше – скопируй у лидера!

Основатель «Эльдорадо» Игорь Яковлев

 

Франшизы бывают разные

Франшиза – слово французское и в переводе с этого языка означает не что иное как «льгота». ВикипедиЯ трактует ее значение в трех вариациях. Первая – это объект договора франчайзинга, этакий комплекс благ, состоящий из прав пользования неким брендом и бизнес-моделью франчайзора, а также прочих элементов, упрощающих ведение собственного дела. Франшизой в данном случае может быть как товарный знак, так и технология.

Второе значение франшизы – страховое – часть ущерба, не выплачиваемая (удерживаемая – прим.авт.) компанией при наступлении страхового случая. То есть, при оплате страхового возмещения эта величина вычитывается из общего размера выплаты. В России этот термин использует страховая компания КАСКО. К слову, франшиза в страховании у россиян не очень популярна и, возможно, в силу незнания всех тонкостей – больше отпугивает, нежели заинтересовывает. Если верить сайту ЗONTIK.RU, то такая франшиза дело весьма выгодное – страховые компании снижают операционные расходы путем уменьшения количества обращений. А клиенты могут значительно снизить стоимость страховки. Франшиза в размере 1% от страховой стоимости позволяет сэкономить около 10% стоимости страховки. Это – хорошая возможность для аккуратных водителей, которые редко попадают в мелкие ДТП.

Третья вариация значения этого слова – медиа-франшиза – интеллектуальная собственность, состоящая из персонажей, вымышленной вселенной какого-либо оригинального медийного произведения. Как правило, произведение литературное – фильмы, книги, телепередачи, видеоигры. Итак, франчайзинг – франшиза – метод тиражирования успешных малых предприятий. Это форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право действовать от своего имени, используя торговые марки франчайзера.

 

Запомнить и записать

В качестве настоятельной рекомендации отмечаем, что при обращении с франшизой стоит запомнить ряд важных терминов. «Франчайзинг» – система взаимоотношений между франчайзером и франчайзи; «франчайзер» – организация, которая лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.

«Франчайзи» – частное лицо, товарищество или компания, которые приобретают у другой организации право использовать на определенной территории ее торговую марку, ноу-хау и производственную систему. «Первоначальный взнос» – взнос за право использования торговой марки, ноу-хау и производственной системы, который франчайзи выплачивает франчайзеру только один раз. «Роялти» – ежемесячный или еженедельный взнос, который выплачивает франчайзи.

 

Хочешь McDonalds или «Экспедицию», а хочешь – «Модную овечку»

Франшиза по своей сути – успешное бизнес-клонирование и большинство руководителей компаний, который предлагают свои франшизные продукты, на российском рынке уверены: это идеальный вариант для малого бизнеса. Покупая франшизу, предприниматель приобретает то, на что у него могли уйти недели, месяцы, годы – раскрученное имя и готовые технологии, которые прошли все ступени апробации и развития. То есть, потенциальный покупатель франшизы, выходит на рынок под состоявшимся брендом и начинает работать, ощущая себя при этом в составе одной большой семьи, которая всегда готова прийти на помощь и поддержать развитие бренда.

Первой компанией в российском франчайзинге стала сеть «Баскин Роббинс», продавшая свою первую франшизу еще в 1998 году. Правда, американцы утверждают, что Россия на франчайзинговом поле словно зародыш – столько еще всего впереди. В то время как в той же Америке в этой сфере сосредоточено 60% малого бизнеса. В США развивается даже франшиза по заполнению налоговых деклараций, а в России действует лишь 8-10 видов франшиз. По оценкам экспертов нашей стране очень не хватает франшизных автомоек, бытовых услуг и автосервисов.

Между тем, выбор франшиз более, чем велик: спорт, туризм, детская одежда, издательский бизнес, финансы, развивающие игрушки, развлечения и многое, многое другое. Если есть желание, можно открыть собственные McDonalds, «Комсомольскую правду», «Бэби-клуб», оптику «Айркрафт» или магазин одежды из овечьей шерсти, льна и хлопка «Модная овечка». Главное преимущество франчайзинга для растущей компании, отмечено на сайте event-franshiza.ru, состоит в том, что «он позволяет сэкономить время и силы, которые уходят на «притирку» важнейших деталей любого нового бизнеса – системы поставок, продаж, маркетинга, работы с персоналом. При этом значительно снижаются риски, связанные с выходом на рынок».

 

Чисто-белая франшиза от российского Сбера

В России с декабря прошлого года тему создания бизнеса по франшизе активно внедряет Сбербанк. И хотя по некоторым данным в нашей стране существует порядка сотни самых разнообразных франшизных предложений, российский банк отобрал лишь десять из них. По мнению специалистов Сбера, выбранные бизнес-идеи самые надежные. К слову, франшиза от Сбербанка выглядит более чем заманчиво из-за того, что при создании такого бизнеса даже начинающий предприниматель может получить кредит от 100 тыс. до 3 млн. рублей без залога. 

В список надежных франшиз от Сбербанка вошли: Subway (сеть ресторанов быстрого питания), ХИРШ (агентство недвижимости), Бэби-Клуб (центр раннего развития), BAON (магазины спортивной одежды), сеть студий маникюра Лены Лениной, NEWFORM (магазины одежды для будущих мам), «Тонус-клуб» (сеть фитнес-клубов). Нашлось место и упомянутым мойкам и бытовым услугам – по франшизе можно открыть сеть химчисток и прачечных «ЧистоФФ» и автомойку ЭкоВошМобаил.

Как отмечено на портале event-franshiza.ru, схема взаимоотношений компании-франчайзера и ее партнера-франчайзи выглядит следующим образом. Франчайзи делает первоначальный взнос, демонстрируя тем самым серьезность своих намерений, и вступает в семью фирм, работающих под единой торговой маркой, и вместе с «фамилией» получает от нее приданое – технологии и ноу-хау. Специалисты головной компании обучают его персонал и руководство, дают пошаговый план действий, необходимый для запуска бизнеса.

С самого начала бизнес франчайзи находится под всевидящим оком его старшего парнтера, который внимательно следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Но в качестве платы за все эти преимущества головная организация регулярно взимает со своего партнера роялти, процентная составляющая которого определяется сторонами-участниками.

 

Главное решиться и определиться!

Вот как на тему франшизы в России рассуждает пользователь под ником «Натали» на ресурсе forum.ooolp.ru: «Вот когда Вы надумываете и понимаете, что вы абсолютно готовы начать ваш собственный бизнес, очень часто трудно определиться, купить новый бизнес, или купить готовую и раскрученную франшизу». Далее Натали пишет, что для того чтобы приступить к изучению данного вопроса изначально надо знать какой точно бизнес вы хотите иметь. Выбранный вид бизнеса должен соответствовать вашим запросам и соответствовать и прибыльностью и навыкам, опыту и знаниям. За отсутствием опыта, по мнению пользователя, покупка вообще может оказаться ошибкой.

Натали отмечает, что как только определены тип или вид бизнеса, следует выяснить, какие франшизы по выбранным направлениям есть на рынке. Обязательно узнайте, пишет она, кто уже работает с такими или аналогичными франшизами, какие компании достаточно успешны в данной области, какие – нет. Таким образом, можно заранее оценить конкуренцию, с которой есть риск столкнуться. Завершив поиски, необходимо обязательно узнать требования, которые выдвигает компания-франчайзер, условия ее работы, ее маркетинговую, финансовую, образовательную и социальную деятельность. Не лишним будет также узнать, не было ли случаев отказа от выбранной франшизы. А если были, то почему.

 

Бизнес хоть и оригинальный, но рентабельный

Как рассказывает в интервью сайту openbusiness.ru житель Екатеринбурга Евгений Кудымов – франчайзи компании «Сумасшедшая наука» – организация детских праздников в научном стиле, реализация выбранной им идеи заняла три месяца и состояла из поиска кредитных ресурсов, открытия предприятия, обучения в Москве. Финансы, делится предприниматель, искал сразу в нескольких направлениях: банки, частные инвесторы, соучредительство. первоначальные затраты – это стоимость пакета Франчайзинга.

Расписывая затраты, Евгений Кудымов не скрывает, что период «start up» еще не закончился, и все его первоначальные затраты – это стоимость пакета франчайзинга. Итак, в смете указано: поездка на обучение двух человек – 50 тыс. рублей, транспортные расходы – 10 тыс. рублей ежемесячно, покупка фото-, видео-, компьютерной и оргтехники – 50 тыс. рублей. Кроме того, печатная продукция (бланки БСО, плакаты – прим.авт.) – 10 тыс. рублей, работа с сайтом, PR — акции, реклама – 20-25 тыс. рублей (в месяц – прим.авт.). Итог: 350-400 тыс. рублей. Отдельно отметим, что указанная смета не включает ресурсы по обеспечению кредитов – все индивидуально.

Другой респондент ресурса openbusiness.ru житель Барнаула Денис Шабанов – франчайзи торговой сети «Вундеркинд» – магазина игрушек, отмечает, что ему франшиза обошлась в 200 тыс. рублей. В смете: закупка товара – 140 тыс. рублей, закупка торгового оборудования – 15 тыс. рублей, рекламные мероприятия (вывеска, листовки, оформление воздушными шарами, клоуны – прим.авт.) – 30 тыс. рублей, доставка товара – 15 тыс. рублей. Среди дополнительных расходов: кассовое оборудование, ПО, одно рабочее место (компьютер, монитор, принтер чеков, сканер – прим.авт.) – 40 тыс. рублей, аренда помещения – от 20 до 60 тыс. рублей – сегодня Денис Шабанов владелец трех магазинов с оборотом в 500 тыс. рублей. Первый был открыт в октябре 2010 года.

Оба предпринимателя говорят, что, несмотря на порой жесткие требования франчайзера – в выборе арендуемого помещения, товарному ассортименту, бизнес у них рентабельный и они готовы расширять его дальше.

 

Оксана Ефимова,

Вовремя.ру

15.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также