Советский инженер-мостовик, посетивший ГДР, приглашен в гости к своему немецкому коллеге. Гость восхищается шикарной виллой хозяина. Тот подводит гостя к окну: |
|
Советский анекдот |
Нанотехнологии шагают по России далеко не наношагами, как полагают отдельные остроумцы. Многих удивит уже тот факт, что передовые разработки у нас существуют. И мало того – внедряются на производстве.
Так что злопыхателям и клеветникам самое время набрать в рот воды (а может и чего поядовитей). Конечно, отдельные недостатки кое-где порой у нас ещё не изжиты. Например, внедряются технологические новики далеко не везде, себестоимость пока не всегда конкурентноспособна по отношению к мировым аналогам (если, разумеется, таковые имеют место быть) и т. д. Но это, как говорится, детали. Внедряются ведь и по сходной цене.
Вот, возьмем, к примеру, сферу строительства. Здесь российские нанотехнологии разгулялись вовсю.
И правда, есть, где им разгуляться – сотни и тысячи ветхих домов, мостов и прочих строений нуждаются в срочном ремонте. Иначе им грозит разрушение. Война закончилась давно, а последствия как будто видны до сих пор. Ну, как тут без нанотехнологий. Ну, ничего скоро прогресс победит ветхость. Или не скоро. Но обязательно победит.
Об одной из новинок прогресса в области строительства, разработанной в родном отечестве местными гениями, «Вовремя» и решило поведать.
Не многие неспециалисты и даже некоторые специалисты в данной сфере слышали про технологию внешнего армирования. Попробуем объяснить суть языком обывателей далеких от строительных проблем. Впрочем, иной корреспонденту и не доступен. Из-за его очевидной гуманитарности.
Всякое сооружение со временем ветшает. Это железобетонная аксиома бытия. Возьмем для примера старый мост анжинерной конструкции. Раньше, когда он ветшал, и ездить по нему становилось прикольно для каскадеров и опасно для всех остальных, его просто сносили, и строили на его месте новый. Кстати, в Казани поступают сейчас именно так с Кремлевской дамбой. Что доказывает, что Казань и раньше – слова синонимы.
Но сейчас чудо инженерной наномысли позволяет восстанавливать функционал моста, не заменяя арматуру и прочие составляющие. Системы внешнего армирования углеродным волокном предполагает наклеивание высокопрочных материалов на поверхность усиливаемой конструкции с помощью эпоксидных компаундов. В общем как наклейки, которые некоторые собирали в детстве. Ну, или почти наклейки.
Технология позволяет увеличить несущую способность балок, перекрытий, фундаментов и других конструктивных элементов в 2-4 раза, а межремонтный период — до 30 лет. И никаких кранов и бульдозеров, создающих помехи для движения нормального транспорта и оглашающих окрестности днем и ночью страшным воем, заставляющим аборигенов покупать бируши. По времени тоже процедура внешнего армирования на удивление лаконична. Данная технология позволяет проводить работы в срок от 1 до 3 недель.
Не говоря уже о том, что внешнее армирование гораздо дешевле строительства новых зданий и прочих сооружений. И по трудовым затратам выходит гораздо скромней.
Есть и дополнительные плюсы. Можно не только восстанавливать начинающее разрушатся здание, но и «отрегулировать» текущие ошибки при строительстве. Заложенные, например, на стадии проектирования. Впрочем, непосредственно при возведении тоже возможна корректировка с помощью углеродного волокна. Кроме того, с помощью данного метода можно увеличить несущую способность конструкций при увеличении расчетных нагрузок. А также устранить последствия повреждения несущих конструкций возникшие в ходе эксплуатации.
Углеродное волокно относится к композитным материалам. То есть имеет свойства огнеупорности и температуростойкости. Даже радиация этим материалам нипочем.
Некоторые скептики от строительства, предпочитающие дедовские методики, пытаясь оправдать свою ретроградность, заявляют ту позицию, что все новое – это хорошо забытое старое. Мол, если заменить углеродное волокно на обычную металлическую сетку, то в итоге получится давно известная технология так называемого набрызг-бетона, применяемая, для ремонта и усиления бетонных и кирпичных конструкций издревле.
На самом деле, им — ретроградам просто лень осваивать новые передовые технологии. Эти рассуждения из серии – если бы, да кабы, то во рту росли б грибы. Этот самый бетон вместе с сеткой вполне может отвалиться при малейших подвижках. А описанная выше углеродная технология действительно существенно увеличивает монолитность конструкций.
Правда, применять её везде и всюду, к сожалению, не получится. При индивидуально-жилищном строительстве ею лучше не злоупотреблять. Но при строительстве Колосса Родосского и других гигантских объектов, а также при их реконструкции системы внешнего армирования – это настоящий прорыв.
Эх, скорей бы прогресс добрался до Казани!
Чего искренне желает всем казанцам Дмитрий Смирнов
Вовремя.ру
1.11.12