Чудо-поезд

14.11.2011

Будущее на колесах

Только на 3 дня (с 12 по 14 ноября – прим. авт.) передвижной выставочно-лекционный комплекс ОАО «РЖД». Причем, в понедельник комплекс должен посетить самый важный в Татарстане экскурсант – Рустам Миннниханов.

По сути, комплекс – это длинный железнодорожный состав с дизайном в стиле техно. Но начинка у него на купе и туалеты, по крайней мере, у большинства вагонов. Каждый вагон представляет из себя хай-тек-выставку. Не следует думать, что всё, что в России есть хорошего и высокотехнологичного, поместилось в один поезд, пусть даже и большой. Нет, это всего лишь часть. Но и эта часть наглядно демонстрирует, что Россия – не отсталая стана на обочине прогресса, а высотехнологичная держава. Ну, или нанодержава.

Принцип таков: один вагон – одна организация.  Только РЖД, как хозяева, взяли себе сразу пару вагонов.

Чтобы посмотреть на чудо техники, казанцам, охочим до новинок прогресса, приходилось проходить через красное здание вокзала. А это удовольствие то ещё. В здании, помимо толпы ожидающих, внимательным взором сканируют пространство многочисленные полицейские и служба безопасности РЖД. Рамки на входе и выходе создают дополнительную толкотню. Но иначе нельзя – в городе антитеррористическая операция.

Зато билеты покупать не надо. Поезд удобно (для посетителей – прим. авт.) примостился на первом пути. Сначала нужно дойти до «головы» состава – там начало осмотра экспозиции. Предусмотрены прикрепленные к вагонам московские экскурсоводы. Но они не назойливы. Показывают и рассказывают только после устной просьбы. А в некоторых вагонах из живых находились только любопытствующие и журналисты.

Будет преувеличение сказать, что выставка вызвала ажиотаж. Но, видимо, это следствие недостаточной рекламы, а не отсутствия тяги к знаниям у казанцев.

 

Вагоны прогресса

Первые вагоны демонстрировали передний край борьбы РЖД за российских пассажиров. Встроенные вместо окон современные экраны перемещают посетителя как будто бы в далекое будущее, создавая атмосферу не поезда, а по меньшей мере, межгалактической космической станции. Но начиналась экспозиция с преданий 19 века – макет станции и восковая фигура её начальника напоминали о том, что история РЖД началась не вчера. Впрочем, в том же вагоне демонстрировались и ультрасовременные макеты. Например, скоростных поездов «Сапсан», «Аллегро» и «Ласточка». Первые уже давно возят пассажиров со скоростью чуть менее 250 км/ч. Из Нижнего Новгорода до Москвы и далее, из главной столицы в северную. И обратно, разумеется. Всё бы хорошо, но цены не намного уступают аэрофлотовским.

«Аллегро» возит примерно с той же скоростью желающих посетить Хельсинки. Пока это 4 поезда на 344 места. Но возможно, скоро, финны будут чаще посещать Санкт-Петербург, составов станет больше. Главное достоинство «Аллегро» в том, что они спроектированы настолько устойчиво, что им не нужно снижать скорость на поворотах.

«Ласточка» — пока только проект скоростного поезда. Предполагается, что она будет возить гостей Олимпиады и простых сочинцев по маршруту Адлер – Олимпийский парк. А первые «Ласточки» должны прибыть в Казань ещё раньше — до Универсиады. Они за 20 минут домчат опаздывающих на самолет с вокзала до нового терминала аэропорта. Правда, пока трасса для них только строится.

Как удалось узнать корреспонденту «Вовремя», поезд, в котором путешествует данная экспозиция, существует и в виде обыкновенного пассажирского состава с купе, горячим чаем и прочими прелестями железнодорожных путешествий.  Правда, всего один. 8 вагонов курсируют по маршруту Москва – Сочи. Продвинутость состава не влияет на цену билета. Жаль только, что ходит он не по казанскому направлению, а через Ростов-на-Дону.

Эти 8 вагонов собрали всего за полгода. То есть при желании можно делать по 2 состава в год. Занимался этим благородным делом Тверской вагоностроительный завод. Но не в одиночку. Технологичную начинку «внедряли в ткань» поезда на московской фирме «Твема». Помнят ещё руки железнодорожных дел мастеров.  А в 2014 году РЖД планирует запустить такие же, только двухэтажные вагоны. Чтобы за счет дополнительных мест увеличить пассажиропоток. На устойчивость поезда, по словам экскурсовода, этажность не повлияет.

 

Вкалывают роботы, играет человек

Был в составе чудо-поезда вагон, который обязательно подольше задержит президента РТ. В нём (виртуально, разумеется — прим.авт.) можно управлять движением поезда. А в этот момент на соседнем стенде кто-нибудь будет сажать самолет на ночную посадочную полосу. Игра-тренажер должна по замыслу организаторов продемонстрировать детям – будущим машинистам и летчикам, как это просто управлять современной техникой. Но и взрослым тоже интерсно.

Посетителям было продемонстрировано и самое настоящее (только на тот момент, к сожалению, не подключенное – прим. авт.) сенсорное табло системы автоведения и регистрации параметров тяглового подвижного состава. Это новейшая отечественная разработка помогает машинистам грузовых поездов работать, говоря проще, на расслабоне. Система сама тормозит в случае опасности, сама выбирает оптимальный режим движения в зависимости от маршрута, веса груза и прочих факторов. Она ещё и энергосберегающая – экономит от 5 до 7% энергии.

 

Атомный экспресс

Наибольший интерес у посетителей вызывали вагоны корпораций «Росатом» и «Роснано». Поскольку рассказать обо всех демонстрируемых новинках в данных областях в рамках короткой статьи не представляется возможным, корреспондент «Вовремя» остановиться лишь на наиболее понравившихся.

«Росатом» на табло, заменяющем окно, предусмотрительно показывает радиационный фон в данном вагоне — для наиболее мнительных и впечатлительных. Если верить специалистам, фон меньше, чем в среднем по крупным городам. Вообще, главная цель вагона «Росатома» — убедить посетителей в том, что то, чем они занимаются, безопасно и выгодно. Ядерная энергия, согласно их посылу, лечит (буквально омолаживает! – прим. авт.), кормит, освещает и делает много других необходимых для человечества вещей. А с точки зрения безопасности, так согласно представленному стенду вклад всех техногенных факторов в годовую долю облучения человека составляет менее 1%. У АЭС – 0,05%. А основная доля — более 50% — у природы-матушки. Облучает она нас природным газом радоном. В Бразилии, к примеру, много не только диких обезьян, но радоновых выделений. И ничего, облученные и на карнавалах танцуют, и футбол лучше всех в мире играют.

«Росатом» — это одна из самых успешных отечественных компаний на мировом рынке. В своем сегменте, разумеется. На её долю приходится 40% рынка обогащения урана, 17% — ядерного топлива, 16% — строительства АЭС и 9% — добычи урана.

 

Всё очень нано

В вагоне «Роснано» не стыдно было бы проехать и самому Чубайсу. Настолько там всё высокотехнологично и продвинуто. Правда, нет спальных мест. И к железной дороге продукция отечественных нанотехнологов имеет косвенное отношение.

Представлены энергосберегающие лампы, которые позволяют экономить электричество в промышленных масштабах. Яркость их показалась корреспонденту «Вовремя» ослепительной в буквальном смысле этого слова.

Есть тут трубы из композитных материалов. Использовать их можно, к примеру, как обычные фонарные столбы. Только они прочнее и долговечнее. Можно посмотреть на железные прутья, обработанные специальным составом, созданным при помощи нанотехнологий. Состав защищает от ржавчины любой металл. Даже если он постоянно будет находиться на свежем воздухе под снегом и дождем. Гарантия – 20 лет. Сам «прутик» в руках кажется легким, как будто его можно согнуть голыми руками. Но впечатление (не о легкости, это действительно так, а о ломкости – прим. авт.) обманчиво. Прут настолько прочен, что его можно использовать в качестве арматуры при строительстве небоскребов.

К сожалению, не удалось посмотреть знаменитый планшетник, который Чубайс с гордостью демонстрировал Путину. Он должен по идее когда-нибудь заменить школьникам бумажные учебники. Пока же, по словам экскурсовода данного вагона, издательское лобби достаточно сильно. Традиционные «белокнижники» упирают на вред планшетников для глаз. И, действительно, пусть пока книги останутся, на всякий случай. А отечественный планшетник пусть дорабатывается. Ведь пока существует лишь черно-белый вариант. Технологии, как говорят, не совсем наши. А собирают первый отечественный планшетник, вообще-то, в Китае.


Не по Канту

Ещё одно небольшое разочарование ждало корреспондента «Вовремя» в конце обзорной экскурсии. Последний вагон оказался закрыт. А ведь он предназначен для конференций. Там предусмотрена возможность показа видеороликов в формате 3D. Именно там от окон перешли к потолку, на котором  демонстрируется интерактивная модель «Звездное небо».

То есть экскурсия должна была завершиться полным релаксом с созерцанием глубин Вселенной, не сходя с мягкого кресла. Но, увы, философского настроя достичь не удалось. Как объяснила одна из организаторов выставки, Казань – слишком продвинутый город, и подобными технологиями здесь никого не удивишь. Приятно, когда о тебе думают хорошо. Корреспондент «Вовремя» не стал разочаровывать москвичей известием о том, что 3D-телевизоры стоят пока не в каждом казанском доме.

Но если представленные российские технологии будут реализованы на практике, этого счастливого времени осталось ждать недолго.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

14.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также