Чиновники чистой воды

26.12.2011

Потому что без воды, ни туды и ни сюды

Вопросы экологической безопасности рассматривали сегодня на совместном заседании коллегии Министерства экологии и природных ресурсов РТ и Межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в РТ.

Поскольку с благополучием вообще и санитарно-эпидемиологическим, в частности, у нас в республике уже давно всё в порядке, говорили преимущественно об очистных сооружениях. Речь идет не о поступающей в краны воде, а о том, что образуется из неё на выходе и попадает обратно в лоно природы. Именно с этой стороны, по мнению чиновников, исходит опасность для самочувствия природы и людей как её части.


Кинослив

Перед началом заседания министр экологии РТ Артем Сидоров предложил присутствующим посмотреть небольшой фильм, посвященный данной тематике. Из фильма с первых же кадров стало понятно, что практически во всех муниципальных образованиях есть нарекания к очистным сооружениям. Правда, нарекания нареканиям рознь.

Как пример, самые последние из построенных в Татарстане очистных сооружений, — водоочистка в Куркачах. Последняя модель – не всегда самая лучшая. Вот и в Куркачах до сих пор по непонятным для экологической науки причинам не освоено порядка 900 тысяч рублей. Поэтому там происходит просто механическая очистка воды (через фильтры – прим. авт.). В Куркачах нет даже иловых площадок.

А это весьма важный фактор. По идее (и утвержденным правилам очистки воды – прим. авт.) сбрасываемые нечистоты должны сначала обрабатываться микроорганизмами на предмет уничтожения вредной органики. Ещё они должны проходить различные мелкие фильтры. А получаемые ненужные для рек и озер вещества должны оседать как раз на иловых площадках. Кстати, на зиму очистные сооружения принято утеплять. Иначе выполняющие полезную работу микроорганизмы могут элементарно замерзнуть, и тогда толку от них будет не больше, чем от собачей пятой ноги. А на практике утепляют далеко не везде.

Другой пример – Бавлы. На экране наглядно было показано аварийное состояние тамошних очистных сооружений – сквозь дыры ещё не очищенная вода стекала прямо в поля. В душе корреспондента «Вовремя» поневоле отозвались апокалипсические нотки некоторых голливудских фильмов. Растекается по бавлинской земле то, что самый голодный не попробует.

В чем причина такого безобразия? По словам выступавшей с экрана руководителя бавлинского исполкома Светланы Самониной, просто не нашли инвестора, который бы вложился в ремонт. Частнику ведь в наше стабильное, но не очень предсказуемое время, главное — побыстрей отбить вложенные средства. Но если их отбивать в разумные сроки, то тариф на водоочистку для бавлинцев взлетит на недосягаемую высоту. Получается, нужно найти не просто инвестора, а социального инвестора. Вот и не нашли.

Потому что не там искали. Вот в Бугульме, например, водоочистные сооружения ничуть не моложе бавлинских. Однако находятся в приемлемом состоянии. А в поселке городского типа Уруссу на выходе после очистке получается почти что питьевая вода. Всё потому, что инвесторами здесь выступили местный бюджет и местный же «Водоканал». То есть налогоплательщик не мытьем так катаньем назначается на должность главного инвестора.


«Инвестируй и бедней» — пособие для оплачивающих коммунальные услуги

Темы продолжил в своем докладе заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Равиль Каримов. Именно на данном министерстве лежит забота об очистных сооружениях Татарстана.

В его выступлении было приведено несколько любопытных цифр. Так, только 2,6% мелких сельских поселений в республике оснащены водоочистными сооружениями. В каких условиях купаются летом сельчане, лучше даже не представлять.

С городами, к счастью, всё в порядке – 100%. Только Альметьевск, те же Бавлы, Бугульма и Заинск работают с перегрузом. Их водоочистные мощности не рассчитаны на поступающий поток… «некачественного продукта».

Износ водоочистных сооружений составляет в Татарстане 49% (в среднем по России – 61%). 33,4% канализационных труб требуют замены.

Где-то применяются новые, современные формы очистки воды. Такие, как озонирование и очистка ультразвуком. Например, в Васильево, в Уруссу, Камском Устье и некоторых других населенных пунктах. В Казани (кроме, Крутушки – прим. авт.) по-прежнему используют дедовские методы – например, хлорку.

Реконструкция требует денег. И немаленьких. В этом году из республиканского бюджета на водоочистные сооружения было потрачено 762,9 млн. рублей. Из внебюджетных источников – ещё больше – 800 млн. рублей. Что это за неиссякаемые источники такие, не уточняется. То ли это жители регулярно платят за коммуналку, то ли нашлись-таки добрые инвесторы.

Но это всё мелочи по сравнению с тем, что требуется на реконструкцию водоочистки. 6 405,4 млн. рублей требуется только на модернизацию старых сооружений. И дополнительно 491,7 млн. рублей – на проектно-изыскательные работы для строительства новых. В сумме получается около 7 млрд. рублей. Выделит ли такую сумму какой-нибудь бюджет, пусть даже федеральный, пусть частями, до 2020 года – большой вопрос.

Самое время крикнуть клич гражданам Татрстана, не всем, а экономически активным: скидываемся по 4000 рублей! Неужели не осилим? Зато наши реки и озера станут чистыми. Если, конечно, деньги пойдут по назначению.

В принципе, и сейчас мы уже помаленьку скидываемся. Каждая семья платит ежемесячно за статью «канализирование». Общую набежавшую сумму знают, наверно, только в соответствующих органах. Но есть подозрение, что она уже достигла нескольких десятков миллиардов рублей.

Председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин, почему-то занимавший весомое место в президиуме, тоже обратил внимание докладчика на этот парадокс. «Почему я должен платить дважды, при оплате коммунальных услуг, и как налогоплательщик?» — вопрошал депутат. Каримов возразил в том смысле, что определение тарифов не прерогатива Минстроя. Но, по его мнению, тарифы очень низкие, на реконструкцию не хватает.

Опять корреспондент «Вовремя» столкнулся с практически неразрешимой загадкой. Куда уходят коммунальные платежи? Похоже, что это вопрос из серии: куда уехал цирк.

На прямой вопрос Сафиуллина, есть ли реальные инвесторы для водоочистных сооружений, Каримов не дал внятного ответа. Во всяком случае, есть фирмы, которые готовы и построить, и модернизировать. Но как инвесторы они слабоваты. Так что глобальных частных инвесторов на горизонте не просматривается.

 

Большой штраф – лучший мотиватор 

В конце Каримов внес на рассмотрение резолюцию, где Межведомственная комиссия должна обратиться с просьбой к правительству России. В частности, со следующими предложениями: предоставить регионам лимиты на сброс загрязняющих веществ на период реконструкции водоочистки; разрешить муниципальным образованиям тратить средства, собранные с предприятий, пользующихся этими «грязными» лимитами, непосредственно на реконструкцию (а сейчас разве МО запрещено тратить на эти цели? – прим. авт.); разработать механизм стимулирования предприятий по созданию локальных очистных сооружений.

 

По последнему пункту было что сказать следующему спикеру – заместителю министра экологии и природопользования РТ Рустему Камалову. На сегодняшний день, по данным замминистра, в республике эксплуатируется более 120 сооружений по очистке сточных вод общей мощностью около 800 млн кубометров в год. Около 40 объектов производительностью до 90 млн кубометров находится в стадии проектирования и строительства.

Более 60% объема сброса сточных вод и 74 % всей массы  загрязняющих веществ (63,4 тыс. т) осуществляют предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Вот кого бы как следует простимулировать.

А так, за год министерством выявлено 95 нарушений водоохранного законодательства, 82 из которых на сегодняшний день устранены (а остальные до весны подождут? – прим. авт.). К административной ответственности привлечено 46 нарушителей (в том числе 19  юридических и 27 должностных лиц – прим. авт.), на которых наложено штрафов на сумму около 200 тысяч  рублей. Делим 200 000 на 46, получается примерно по 4350 рублей. Для физического лица, занимающего неплохую должность  – это «копейки». А о юридических лицах и говорить смешно. Многие из них и не заметят, что их как-то наказали.

Значительное увеличение штрафов – вот самая простая и эффективная система стимулирования предприятий по созданию и реконструкции очистных сооружений. Заплатят раз миллион – сразу появится стимул.

 

С фенолом шутки плохи

А меж тем, вред водной стихии нарушители могут нанести нешуточный. Так, например, биологические очистные сооружения МУП «Водоканал» в пос. Крутушка работают с неполной нагрузкой в 208 м3/сут при проектной мощности 800 м3/сут.  В  результате – недопустимо низкая  эффективность очистки — по хлоридам -25% и сульфатам — 20%.

Аналогичная ситуация на очистных сооружениях ООО «Водоканалсервис» Верхнеуслонского района — при проектной мощности очистных сооружений – 520 м3/сут., фактическая загрузка составляет 178 м3/сут. по причине низкого уровня канализования районного центра в 55%.  

Другая крайность – значительный перегруз по гидравлике на очистных сооружениях ОАО «Кощаковские инженерные сети» при  проектной мощности 150 м3/сут., фактически на очистные сооружения поступает 200 м3/сут. Эффективность очистки по взвешенным веществам составляет — 33%,  сульфатам – 25%, фенолам – 34%.

И таких примеров по республике, к сожалению, – десятки.

Особой трагедии пока не наблюдается. Купаться в местных реках можно (правда, моя знакомая эколог этого избегает в любую жару — прим.ред.). Только если дело пойдет так и дальше, то постепенно в водоемах может исчезнуть рыба и речная флора. Неблагоприятная экологическая обстановка в водоемах может отразиться на генном уровне на здоровье следующих поколений татарстанцев. Кроме того, без водоочистки затраты на получение из водозабора приемлемой для питья воды кратно возрастут.

Так что давайте скидываться.  

 

ГЛОНАСС на страже природы

Заместитель министра информатизации и связи РТ Анатолий Геллер проинформировал чиновников о последних разработках своего министерства в области облегчения их жизни с помощью системы электронного правительства Татарстана.

По словам спикера, активирован следующий функционал. Подсистема учета хода экологического контроля теперь позволяет всем заинтересованным ведомствам отслеживать все этапы проверок: выявление нарушения, предписание и устранение. Всё это могут посмотреть не только местные чиновники, но и инспектора федеральных ведомств. А их за состоянием природы следит у нас не мало: Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор. И это, не считая сотрудников Минэкологии и природоохранной прокуратуры.

Также все «кризисные точки» можно отслеживать на специальной интерактивной карте с помощью системы ГЛОНАСС. Как по району в целом, так и по отдельным нарушителям водоохранного законодательства.

Прокуратура, к примеру, сейчас может реагировать не только на письменный сигнал, но и на электронное сообщение.

 

За комфорт чиновников заплатит налогоплательщик

Анатолий Геллер затруднился с ответом на вопрос, будет ли доступ к общей базе платным для федералов. Дело в том, что некоторые аспекты электронного документооборота в Татарстане отнюдь не бесплатны. В смете соответствующих ведомств заложены расходы на электронные дела. По мнению Геллера, это справедливо. Ведь кто-то должен заплатить за кропотливую работу татарстанских программистов.

Только вот отслеживать базы экологически неподкованных предприятий и их судьбу смогут лишь чиновники. Простым пользователям доступ в зону экологической информированности заказан. Почему же за удобство чиновников должны расплачиваться налогоплательщики?

Впрочем, и  предпринимателям станет легче. Документооборот ускорится (не надо будет больше возить бумагу на подпись из одного ведомства в другое на почтовых оленях – прим. авт.), а значит, всякого рода согласительные документы можно будет получать намного быстрей.

 

У семи «нянек» вода грязная

Только Минэкологии РТ запланировало на следующий год 490 проверок. Помимо плановых проверок могут быть и внеплановые. Плюс мероприятия федеральных структур. Количество проверяющих растет, а качество очистных сооружений остается на том же уровне.

Иногда у проверяющих нет под рукой даже разработанного и утвержденного государством регламента, позволяющего оперативно влиять на ситуацию с водоочисткой.

Может быть, не стоит так увлекаться межведомственным взаимодействием? Даже если ему на помощь приходит интернет. Может, имеет смысл замкнуть на одной единственной организации все контролирующие природоохранное законодательство функции?

Чтобы не гуляли по кабинетам разных инстанций сверхсовременные электронные бумажки, пока в водоемы сбрасывают всякую дрянь.

Единому природоохранному органу (например, под флагом Минэкологии – прим. авт.) нужно не так много: стабильное финансирование, реальные полномочия и система стимулирующих штрафов.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

26.12.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также