Борьба за качество по-татарстански

05.12.2012

 

— Пожалуйста, килограмм молока!
— Но мы не продаем молоко на килограммы.
— Тогда, пожалуйста, 70 см.

 

Владислав Гжегорчик


Азы просвещения

Госалькогольинспекция РТ вчера в очередной раз собрала представителей СМИ, чтобы рассказать о своей нелегкой работе. В этих словах нет ни капли иронии. Контрафакт буквально наводнил республику. Никакими даже самыми многочисленными проверками, поток некачественной продукции не остановить.

Без сознательных граждан, одно государство со всеми его карательными и не очень органами не справится. В конце концов, речь идет об интересах самих этих граждан.

В течение месячника качества (а это был ноябрь 2012 года) Госалкогольинспекция РТ провела 120 различных мероприятий с населением по республике. На них доходчиво объяснялась старая истина: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.

Но согласитесь, охват Госалкогольинспекции – это не очень много. В процентном отношении к общему числу потребителей. Поэтому необходимо доводить информацию через СМИ. Чем «Вовремя» с удовольствием и занимается.


Не пей фальсификат, Гертруда

Разумеется, это не основная деятельность Госалкогольинспекции РТ. Ведомство за 10 месяцев текущего года провело 2977 проверок и административных расследований. Из них по алкоголю – 1569. Нарушения выявлены у 2312 организаций. Количество нарушителей возросло на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В ходе накопления данных по проверкам было выделено 2 основные проблемных точки.

Во-первых, количество реализуемого через розницу нелицензионного алкоголя за 10 месяцев увеличилось вдвое. Например, по Казани выявлено 43 таких факта. Не очень много, но это только то, что выявлено. Госалкогольинспекция  может проводить плановые и внеплановые (по письменным заявлениям граждан) проверки только по согласованию с прокуратурой.

По словам начальника контрольно-инспекционного отдела Госалкогольинспекции РТ Татьяны Хабибуллиной, контрафактный алкоголь реализуют, в основном, так называемые рюмочные. Говоря по-народному, забегаловки с дешевой водкой. Зачастую водку наливают из общего большого чана. Но контингент потребителей там таков, что им… всё равно. Приоритет перед качеством имеет цена.

Хотя низкая цена вполне может привести к летальному исходу. А уж к потере здоровья она  приведет однозначно. Чтобы минимизировать риски, покупать следует только в торговых точках, имеющих соответствующую лицензию на продажу алкоголя. 

Поллитра водки не может стоить дешевле 125 рублей. Если, конечно, она произведена легально. А с первого января – 170 рублей.

Понятно, что для определенной категории людей (которые мыслят не поллитрами, а гораздо крупнее) цена может оказаться неподъемной. Учитывая ещё и тот факт, что платежеспособность у них, как правило, невысокая.

Всё это и приводит в конечном итоге к распространению контрафактного алкоголя. Например, на юго-востоке Татарстана уже появилась казахстанская водка по 120 рублей. Её анализ на соответствие качеству пока не закончен. Но понятно, что оно вызывает сомнения.

Легальность алкоголя можно проверить на сайте госуслуг uslugi.tatar.ru или по телефону «горячей линии» Госалкогольинспекции РТ – 278-92-79.

Пейте качественное. Праздник, проведенный на больничной койке, — далеко не самый лучший вид экстремального отдыха.


За качество не отвечаю

Вторая большая проблема – многие производители идут по пути удешевления своей продукции. И всё бы хорошо, но делают они это за счет замены натуральных ингредиентов искусственными суррогатами.

 А затем в рознице можно наблюдать следующие диалоги:

— Что за безобразие! В ваших пирожках с мясом нет никакого мяса!
— Не может быть!
— Может! Нет мяса!
— А ну-ка откусите кусочек…
— Ну вот, видите… нету!
— А вы еще откусите…
— Ну… опять нет!
— Ну-ка еще раз… Стойте! Вы проскочили!

Особые нарекания (в плане несоответствия ГОСТу) вызывают молочка и мясная продукция. Розалия Арсланова, начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Госалкогольинспекции РТ, даже назвала пару конкретных компаний, которые были пойманы  с поличным за несоответствие ГОСТу их продукции. Речь шла, в частности, о ЗАО «Алеф» (торговая марка – Кошкинский)  в сегменте молочной продукции и о ОАО «Сава» в сегменте колбас. Причем, «Сава» уже давно «исправилась» в вопросе соответствия стандартам качества. А вот продукция «Алефа»… Что ни брали на лабораторные анализы сотрудники Госалкогольинстпекции: масло, сметану, сыр, все в чем-то да не соответсвовало тому, чему надо. Штрафы, наложенные Роспотребнадзором (штрафовать могут только они), похоже, не возымели действия. Скорее всего, прибыль покрывает все «накладные расходы». Ведь дешево же. На это и клюет покупатель.

Ещё одним следствием вышеизложенного стала ситуация на рынке в целом. Многие предприятия пытались начинать как производители натуральных продуктов. Но не выдерживая ценовой конкуренции постепенно переходили на заменители.

Кстати, заменители сейчас достигли такого уровня, что определить их по внешним признакам не сможет даже опытный эксперт. Если, разумеется, подделка выполнена на должном уровне. «Подлинность» и «натуральность» товара определяется только лабораторными исследованиями.

 

Нарушителей надо знать в лицо

Как же сделать так, чтобы реальность не слишком походила на анекдот?

В условиях рыночной экономики всё зависит от потребителей. Они голосуют рублем. Без изменения их психологии серьезных прорывов в плане качества ждать трудно.

Изменять психологию граждан должны опять-таки сами граждане из числа неравнодушных. При посредничестве государственных органов.

Способ стандартный: чем больше обращений, тем больше резонанс. Уже утверждена программа на следующий год, одним из пунктов которой стоит сбор данных о запросах потребителей. Государство хочет определить, что в данной сфере более всего волнует граждан, на какие группы товаров следует обратить особое внимание.

Уже скоро на сайте Госалкогольинспекции РТ начнется онлайн-анкетирование. В принципе, свои пожелания можно оставлять уже прямо сейчас. При сайте есть форум. Также там действует рублика «Добро пожаловаться».

Примерно с конца зимы следующего года на сайте Госалкогольинспекции РТ будет доступна база нарушений ГОСТа и база нарушителей. Под это уже выделены бюджетные средства. Другое дело, что об этом пока мало, кто знает. Совместная задача СМИ и Госалкогольинспекции так разрекламировать эту инициативу, чтобы большинство потребителей, отправляясь за покупками, сверялись с этой базой.

Поэтому лучше будет, если база нарушителей будет выложена в интернете в виде рейтинга. Точнее антирейтинга тех, у кого зарегистрировано больше всего нарушений.

Так будет намного удобнее пользователям. 3-5 верхних мест антирейтинга (посвященных наименее дисциплинированным производителям) запомнить относительно легко. Если нет склероза. К тому же сейчас у многих на руках смартфоны с прямым выходом во Всемирную сеть.

А как это будет дисциплинировать производителей! При условии хорошей раскрутки антирейтинга Госалкогольинспекции в интеренет-пространстве это будет лучшая антиреклама в мире. Во всяком случае, попадание в топ антирейтинга гарантирует значительное снижение прибыли. А это уже серьезный инструмент давления на производителя, а значит – борьбы за качество товаров.

Повторимся, главное – это позиция всех нас, потребителей. Покупая что-то подозрительно недорогое, но некачественное мы экономим на здоровье. Не только нашем, но и наших детей, которые в силу возраста лишены права выбора. 

Приятных покупок желает всем Дмитрий Смирнов
Вовремя.ру
6.12.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также