Блеск и нищета российской космонавтики

20.01.2012

Космические проблемы космической державы

Последние провалы и срывы российских космических программ существенно пошатнули репутацию нашей страны на этом рынке. Даже руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин вынужден был публично признать, что данная стратегическая отрасль России испытывает кризис. Потом Поповкин и вовсе слег в больницу. Не выдержал нападок со стороны коллег и подчинненых из Роскосмоса.

Вообще, сложная подковерная борьба среди чиновников, контролирующих российские попытки освоения космоса, сильно вредят этому процессу. Например, скандал между Поповкиным и руководством «Российских космических систем». Первый обвинил последних в растрате средств, выделенных на внедрение ГЛОНАСС. В ответ «РКС» попросили уйти Поповкина в отставку.

Но вся эта возня кажется мелкими неурядицами по сравнению с тем, что творится в глубинах космоса.

В качестве наглядных симптомов кризиса вполне подходят недавние, по космическим и даже земным меркам, события с загадочным падением спутника «Фобос-Грунт».

Напомним,  что Россия и Китай должны были еще в 2009 году запустить с Байконура совместно российский спутник «Фобос-Грунт» и китайский аппарат Yinghuo-1 к Марсу. Точнее, к его спутнику Фобосу. Аппарат должен был прифобуситься, взять образцы грунта и даже вернуться на Землю. Проект «Фобос-Грунт» разрабатывался с 1998 года, а первый запуск аппарата по плану должен был состояться в далеком 2004 году.

В итоге носитель с «Фобос-Грунтом» был запущен с Байконура ночью 9 ноября 2011 года. Однако, после отделения от ракеты-носителя «Зенит» на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести его на высокую опорную орбиту, чтобы оттуда он мог стартовать к Красной планете. Также говорили о поломке системы навигации. В тоге автоматическая межпланетная станция никуда не отправилась, а «зависла» на земной орбите. А 15 января 2012 года обломки «Фобоса» рухнули на Землю, точнее, в Тихий океан недалеко от берегов Чили. Проект, по неофициальной информации, стоивший 5 млрд. рублей, завершился, даже толком не начавшись.

Вслед за падением обломков российскими космочиновниками начали выдвигаться версии происшедшего. Осторожно и предположительно. Ведь даже неспециалисту понятно, что точный анализ причин падения «Фобос-Грунта» покоится под толщей Тихого океана.
Среди озвученных версий попадались и экзотические. Сам Поповкин сообщил журналистам, что «аварии космических аппаратов последнего времени могли стать результатом внешнего (возможно, умышленного) воздействия». Тактичный оборот «могли стать» не смог завуалировать сути заявления, которое вызвало некоторое недоумение у американских коллег. В случае с «Фобос-Грунтом» сотрудниками Роскосмоса намекалось на американский радар ALTAIR, расположенный на атолле Кваджалейн (Маршалловы острова).

Представитель NASA сообщил, что ALTAIR вообще не использовался во время старта «Фобоса». Но кто поверит этим злокозненным янки?

Политическое замыкание

По мнению профессора, заведующего кафедрой спецдвигателей КНИТУ им. Туполева Анатолия Дрегалина, такой вариант маловероятен. Современные космические станции и носители, в отличие от более старых образцов, мало зависят от Земли. Навигация выстраивается исключительно по звездам. Трудно поверить, что для обеспечения падения российского аппарата американцы зажгли новую звезду. Электроника надежно защищена от внешних, даже космических факторов (во всяком случае, должна быть защищена – прим. авт.). А радар – это всё-таки не лазерная установка.

Корреспонденту «Вовремя» непонятна даже сама возможная мотивация такого недружественного поступка со стороны США. В некоторых вопросах по космосу мы — партнеры. Проект «Фобос-Грунт» не имел военных задач (или нам что-то не договаривают? – прим. авт.). Остается только традиционная американская вредность.

Впрочем, Поповкин 2 февраля этого года заявил, что версия о разрушающем воздействии на электронику «Фобоса» американского радара не нашла экспериментального подтверждения.

Это были первые попытки рационального объяснения случившегося. Но следующие попытки чиновников Роскосмоса оказались ещё менее удачными. Больше всего корреспонденту «Вовремя» в качестве вероятной причины «понравилась» возможная неисправность электропроводки. Интересно, а двери на наших космолетах не заклинивает? В форточку из безвоздушного пространства не дует?

В окончательном докладе, представленном главе Роскосмоса специальной межведомственной комиссией, наиболее вероятной причиной аварии «Фобос-Грунта» была названа ошибка программирования. Хотя наши программисты — самые программиститые на этой планете.

Но не «Фобос-грунтом» единым… С 1985 года в России разрабатывается проект «Ангара». Это ракета среднего класса. Она до сих пор, спустя 26 лет, существует лишь в качестве проекта. Её испытания периодически переносятся, последний раз — на 2013 год. И хотя Дрегалин говорит, что ни один ракетный двигатель менее 5 лет не разрабатывается, подобные сроки несколько настораживают.

Имеет значение и наше технологическое отставание. «Российское производство спутников почти не представлено ни на рынке готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих: современные российские спутники связи почти до 80% состоят из иностранных компонентов», – признался как-то Борис Черток.

Россия – чемпион! По запускам

Но так ли всё трагично в российской космонавтике? К примеру, академик Борис Черток считает, что количество неудач не столь велико и вовсе не критично. Без аварий и срывов не обходится ни одна отрасль.

Всего за 2011 год было произведено 32 запуска. Из них 4 неудачных. К слову, «Фобос-Грунт» — в положительной статистике: стартанул спутник вполне нормально. Проблемы  с ним начались позже.

Но давайте сравним наши результаты с результатами других космических держав. США и Китай – по 18 запусков, из них по одному неудачному. ESA (Европейское космическое агентство) – 7 запусков, неудачных нет. Япония и Индия – по 3 запуска, неудачных так же нет. Объективные данные показывают, что пока мы по стартам лидируем, даже если старты эти, видимо, порой идут по приницу «не пнешь — не полетит, а там — трава не расти». А вот наши иностранные коллеги, как следует из статистики, руководствуются подходом «лучше меньше, да лучше». В следующем году Роскосмос собирается побить свой рекорд — 36 пусков ракет-носителей: 31 с космодрома Байконур, еще 5 — с космодрома Плесецк.

Правда, в этом деле есть небольшой нюанс. Почти половину пусков по программе «Прогресс-М» финансирует ESA. А с деньгами у Евросоюза в ближайший год будет туго.

А США экономить будут

В США планы тоже грандиозные. США готовы потратиться на дальнейшее развитие автоматических межпланетных зондов, а также на военные разработки (например, космический беспилотник X37B — прим.авт.). Шла речь и об исследовании Марса. Но это дело перспективы.

В то же время США (точнее, администрация Обамы – прим. авт.) отказались от Шаттлов. Что-то там на своих суперсовременных компьютерах просчитали, и неожиданно их настигло просветление. Оказывается, много лет они занимались полной ерундой. А многоразовые ракеты-носители дороже одноразовых.

Ещё США вышли из проекта Международной космической станции. Российский обыватель думает, что МКС – чисто российский проект, а другим мы только даем попользоваться им. Увы, это не так. Ежегодно в 2005-2009 годах NASA тратило на станцию до 2,5 миллиардов долларов, а Роскосмос – от 1 до 1,5 миллиардов долларов. Да и построено там многое, например, российский модуль «Заря», на деньги американских налогоплательщиков. Теперь эту лямку мы будем тянуть одни. А «старушка» МКС, скорее всего, будет летать до 2017 года.

Кроме того, Соединенные Штаты прекращают государственные программы орбитальных полетов, отдавая эту сферу на откуп частным и получастным компаниям. К этому относятся, в частности, все проекты по поддержанию инфраструктуры навигаторов и сотовой связи, а также весь космический туризм. Вот только, по оценке Дрегалина, первый коммерческий пуск в США смогут осуществить не ранее конца 2014 года.

Конечно, у США был большой задел в области космических проектов. Особенно по части исследования глубин Солнечной системы. Зонды американской системы STEREO вышли на гелиоцентрическую орбиту и приступили к наблюдениям за Солнцем. В этом году уникальную миссию завершил американский аппарат Stardust, который с 1999 года пролетел в космосе 5,7 миллиардов километров и исследовавший кометы Вильд II и Темпель I.

Совместный американо-европейский проект «Cassini-Huygens», стоимостью в 3,3 миллиарда долларов, успешно работает в космосе с 1997 года, исследуя Сатурн, Титан и Энцеладу.

Кто-нибудь помнит аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2»? Они были запущены американцами еще в эпоху Леонида Ильича – в 1977 году. И, что удивительно, «ветераны» до сих пор в строю. Наверное, за это время они успели уже добраться до края Солнечной системы. По расчетам специалистов NASA, «Вояджеры» могут работать до 2020-2025 годов.

Марсианская миссия «Викинг» NASA длилась около 7 лет (1975-1982 годы), некоторые аппараты «Пионер», также запущенные при Брежневе, отработали в космосе десятки лет («Пионер-10» – 1973-2003 годы, «Пионер-11» – 1973-1995 годы). АМС «Улисс» проработала в космосе 17 лет (1990-2007 годы). Первый искусственный спутник Юпитера – «Галилео» за 14 лет (1989-2003 годы) передал на Землю более 14 тысяч только фотоснимков планеты-гиганта.

Не сидят без дела европейцы и японцы. Сложнейшие миссии по изучению комет и астероидов Солнечной системы выполняют или выполняли аппараты Rosetta (ESA, в космосе 8 лет).  Hayabusa (Япония) взял и переправил на Землю образцы грунта астероида Итокава (пояс между Марсом и Юпитером).

Но это всё «преданья старины глубокой». Вот только на чем американцы будут взлетать сейчас? Шаттла у них уже нет. По словам Дрегалина, чтобы создать полноценную, надежную ракету, нужно провести почти тысячу испытаний. Это занимает не меньше года. Не говоря уже о цене вопроса.

Так что кризис не только у нашей космонавтики.

Китай идет в космос своим путем. Кооперируется с другими крайне неохотно. В ближайших планах китайцев создать собственный аналог МКС. Только это будет не международный, а чисто китайский проект. Отсутствие обмена опытом их может сильно задержать (даже учитывая финансовые возможности китайского правительства и несанкционированное «заимствование» западных технологий – прим. авт.).

А ещё у нас есть балет

Возвращаясь к американским ракетам, отметим, что немногие в нашей стране знают о ещё одном поводе для национальной гордости. А именно о двигателе РД-180. Это жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла. Был разработан в середине 90-х годов в КБ «Энергомаш» на основе двигателя РД-170. Топливо — керосин, окислитель — жидкий кислород. Считается одним из лучших и надежных двигателей в мире. Стоимость одного двигателя по состоянию на 2010 год составляет $9 млн.

Почему считается надежным? Где доказательства? В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics (США). Обратите внимание, что дело происходило в те «темные ельцинские» времена, когда, по уверениям компатриотов, половина отечественной промышленности лежала в руинах. А другая половина, по тем же уверениям, была разворована олигархами.

Впервые американцы использовали РД-180 в 2000 году в качестве первой ступени ракеты-носителя «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле основной ступени ракеты «Атлас-5».

Получается, что американские ракеты летают с российским двигателем. Экономные янки просчитали, что использовать чужой двигатель выгоднее, чем разрабатывать свой. По крайней мере, на данном этапе. В этой связи им, конечно, крайне необходимо и, главное, выгодно сбивать наши летательные аппараты.

Примерно та же история и с европейцами. Французы считают хорошим тоном использовать наши ракеты среднего класса «Союз» в качестве носителей для собственных спутников. Как уже было сказано выше, свой носитель создавать дольше и дороже. В этом году тоже планируется пара пусков «Союзов» с космодрома в Куре (французская Гвиана, Южная  Америка).

Вместе весело шагать по космическим просторам

Развитие космонавтики зависит от интеграционных возможностей космических отраслей разных стран. Ну и от политической воли лидеров развитых стран.

Отличный пример интеграции – проект «Морской старт». Космические аппараты выводит на орбиту украинская ракета «Зенит». Двигатель у неё тоже РД-180. Только модифицированный. Стартует с двух норвежских кораблей в Индийском океане. Почему там? Близость точки старта к экватору позволяет сильно увеличить полезную нагрузку, то есть взять с собой в полет больший вес (поэтому ESA облюбовала Куру – прим. авт.). Ну и конечно, добавляется такой важный ингредиент, как американские инвестиции — для того, чтобы данный международный проект развивался поживее. Один «Морской старт» в этом году планируется совершить в России.

Есть ещё порох…

Россия сохранила ещё накопленный в СССР космический потенциал. И, более того, она в состоянии его нарастить. Это и научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» в Самарской области, где делают ракеты «Союз» (пугает только то, что где-то поблизости делают ВАЗы – прим. авт.), и «Пермские моторы», где делают двигатели для «Протонов», и то же КБ «Энергомаш», ну и конечно, ракетно-космическая корпорация «Энергия».

Казань, а точнее, ОКБ «Союз», тоже вносит вклад в космическую программу России. Вузы страны по-прежнему готовят инженеров для космической отрасли. В частности, кафедра спецдвигателей КНИТУ им. Туполева в Казани каждый год по целевой контрактной подготовке берет от 3 до 5 человек, которые после окончания вуза уходят в эту сферу. Мало? Но всего на одном курсе этой кафедры обучается 15 человек.

Сапожники с дырявыми сапогами

Да, денег в «тучные» годы российское государство на освоение космоса не жалело. А все проблемы (как обычно в России – прим. авт.) проистекают из плохой организации процесса.
Например, стоимость всех работ по проекту «Фобос-Грунт» за все 15 лет составила примерно 170 млн. долларов США. Но на финансирование только научной части проекта ушли лишь жалкие проценты от общей сметы. Вообще, финансирование космической науки составляет всего 7% от бюджета Роскосмоса. После опубликования этих фактов удивительно не то, что «Фобос-Грунт» не долетел до Марса, а то, что он вообще взлетел…

Даже одна из крупнейших pr-акций российской авиапромышленности – последний авиасалон МАКС — стал поводом для насмешек со стороны американских журналистов. Разумеется, смеялись они не над техникой, там представленной, а над организацией выставки.
Журналисты из влиятельного Wall Street Journal были неприятно поражены огромными пробками на пути к Жуковскому, где проходил авиасалон, отсутствием на нем парковок и туалетов, невозможностью узнать у девушек-организаторов (не говоря уже о наличии инфоматов – прим. авт.), какая компания где расположилась, и многими другими вещами, которые составляют каждодневный быт россиянина.

Но если вдруг случится чудо, и общий уровень организации любого дела достигнет в России западного уровня, то за этим непременно последуют и прочие чудеса. Например, мы колонизируем Луну.

Дмитрий Смирнов,
Вовремя: ру
12.04.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также