Блеск и нищета американского автограда

14.06.2012

Ведь город, в конце концов, всего лишь большой, потрепанный бурями корабль, на нем полно народу, и все хлопочут без устали — вычерпывают воду, обкалывают ржавчину.

Рэй Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

 

Назад в автобудущее

Не верьте тем, кто говорит, что нельзя заглянуть в будущее. Чтобы увидеть свое будущее, надо только верно выбрать направление взгляда.

Возьмем для примера совершенно абстрактную проблему переполненности городов личным автотранспортом. Как уже подчеркивалось выше проблема абстрактная, то есть высосана из пальца. Но, не смотря на всю «высосаность», слегка наших граждан она всё же беспокоит. Особенно, владельцев «железных коней». Даже можно сказать, что после полуторачасового стояния в одной точке, начинает слегка нервировать.

Короче, с проблематикой определились. Теперь выберем город. Ну, Москва там или Питер не подходят. Поскольку с их будущим итак полная ясность. Оно  просматривается уже сейчас  — полный авто… апокалипсис, трехсотлетние стояние на Великих Кольцах в купе с тридцатилетним сидением у автопечи.

Возьмем нечто среднее — не крупнейшие города мира, но и не деревню Гадюкино. Короче, Казань вполне подойдет. Вполне себе мегаполис.

Отсюда, в задачке говорится: что будет с Казанью и с автомобильным движением в ней лет через 20-30, при условии, что все будет развиваться, так как на данный момент.  Ответ можно увидеть своими глазами.

Детройт – город контрастов

Для этого надо посетить американский город Детройт. Впрочем, в век повсеместного интернета лично приезжать совсем не обязательно.

События таких культовых фильмов как «Бойцовский клуб», «Рестлер» и «Нападение на 13-й участок» разворачиваются в этом (некогда) прекрасном городе.

Когда-то Детройт называли автомобильной столицей Штатов. Здесь располагались крупнейшие автопроизводства, штаб-квартиры передовых американских автокорпораций –Ford, General Motors, Chrysler.  И, по иронии судьбы, именно машины  и погубили в конечном итоге Детройт.

А начиналось всё здорово. Благосостояние рядовых американцев росло. Где-то с середины 30 годов средний класс США потихоньку стал позволять себе по  автомобилю на семью. (Причем, далеко не только в Детройте. Но просто то, что в итоге случилось с этим городом очень показательно.)

На улицах стали появляться первые «пробки». Сначала это были робкие предтечи. Транспорт вставал максимум на полчаса. Движение, конечно, всё больше замедлялось, но было ещё вполне проходимым. К тому же Детройт был одним из первых городов в мире, где в массовом порядке строились магистрали и развязки (ничего не напоминает?).

Но американская экономика тоже не стагнировала. Автомобильная промышленность работала буквально на износ. Отсюда и бурный рост доходов тех, кто был занят американском автопроме или как-то был с ним связан. Так возник знаменитый потребительский бум.

Прошло много лет, и внесло свою лепту и новое веянье – автокредиты. За счет них количество автовладельцев резко возросло. Теперь своей машины не было разве что у тамошних бомжей. Папа покупал сыну-подростку пусть подержанную, но свою машину. Обходится без авто было не то чтобы не престижно. В американском обществе такого просто не понимали и не принимали. Автопроизводители активно лоббировали свои интересы.

И вот тогда автомобили вытеснили людей с улиц. Но сначала им стало тесно. Дорога до офиса и обратно домой стали потихоньку превращаться в пытку. Испытания терпения переросли в массовое недовольство граждан. То есть избирателей. А с ними в США очень даже считаются.

Уступая их давлению, отцы города делали ошибку за ошибкой. Общественный транспорт Детройта, отдавая все больше пространства транспорту личному, сворачивался как шагреневая кожа. Да и к чему он, когда в трамваях ездят только неудачники. (Поговорка российских лихих 90-х: если мужик в 35 лет едет на трамвае, в собственный автомобиль он уже никогда не пересядет.)

Постепенно из-за дефицита свободных площадей в Детройте,  находились совсем уж экзотические места под парковку. Например, здание местного театра. Зачем искусство автомобилистам? Важнейшим из искусств для них являлся автомобиль.

Но устраивать гонки по-прежнему не удавалось (разве что ночью стриттрейсеры баловались). Мест катастрофически не хватало ни для движения, ни для стоянки огромного количества детройтских машин.

«Анаконда» нескончаемого потока весь день обвивала все основные городские магистрали. А её «чешуя» заполонила всё вокруг даже тротуары. Машины плотными рядами оккупировали тротуары. (опять никаких ассоциаций?)

И вот в один прекрасно-ужасный момент самые умные (и по совместительству – самые богатые) жители Детройта решили перебраться в пригороды. Случился этот момент где-то в 50 годах прошлого века. Но процесс продолжался вплоть до 80-х.

Разумеется, причин было несколько. Среди них называли и растущее число черно… афроамериканцев, политкорректно говоря. Окраины Детройта также стремительно «чернели». Среди чернокожих из-за бедности и безработицы процветала преступность, так что Детройт быстро приобрел дурную славу как один из самых «чёрных» и опасных городов США. А тут ещё в 60-х отменили расовую сегрегацию, в результате с позволения сказать афроамериканцы стали чаще сталкиваться с «белыми», и это привело к межрасовому конфликту. Кульминация произошла в 1967 году, когда в июле конфронтация между белыми и афроамериканцами вылились в одни из самых жестоких в истории США беспорядков, продолжавшихся в течение пяти дней и известных как волнения на 12-й улице.

Среди других причин называют нефтяной кризис 1973 года. Тогда ОПЕК взинтила цены на нефть. На этой волне вполне сносно жил брежневский Советский Союз.  А вот американцам пришлось не сладко в те годы. Кризис больно ударил по автопрому. В этом секторе выросла безработица.

Но на наш взгляд, основной причиной опустошения Детройта был именно предшествующий потребительский бум. А когда всё кончилось (такое часто бывает) в центр города стало ездить некому, да особо и не зачем. Может в театр сходить? Да вот не задача – на месте тетра теперь парковка. Да и та – заброшенная.

Плюс не на чем. Под воздействием промышленного лобби общественный транспорт стал как бы незаметен.

А вслед за богачами и средним классом за город перебрались торговля и сфера услуг. За ними потянулись и банки. В пригороде один за другим стали открываться молы. Даже некоторые штаб-квартиры автогигантов и официальные учреждения переехали за город.

Результат: население Детройта в его административных границах сократилось с 1,8 миллиона в начале 50-х до 700 тысяч к нынешнему 2012 г.

Зримое предостережение

Сейчас в Детройте можно снимать фильм по практически любому сценарию. Хоть нападения инопланетян. Декорации уже готовы.

А в центре красота: на одной стороне улицы – приветливые огоньки витрин, на другой – кадры из голливудского «ужастика». Тысячи заброшенных домов в самом сердце города – это цена, которую заплатил Детройт за отсутствие общественного транспорта.   

Один из некогда самых богатейших городов Америки не озаботился развитием отечественного транспорта. Например, в Нью-Йорке на Манхеттене 4/5 авто — это такси. Можно доехать на вполне комфортабельном метро или поезде до центра, а далее — на относительно недорогом такси. Не говоря уже, об автобусах. Во всяком случае, такси (в среднем $5-7 по городу) точно дешевле там, чем парковка (до $25/час). Здесь же светофоры в режиме «зелёной волны» на ВЫЕЗД из центра и в режиме «красной волны» — на въезд. Здесь же — драконовские штрафы за парковку в неразрешённых местах (а все разрешённые места в «Большом Яблоке» — платные).

Разрушенные здания Детройта – это намек казанцам. Послание из прошлого. И оно легко читается: надо развивать общественный транспорт. Сделать его таким, чтобы люди без проблем, комфортно и быстро могли добраться из любой точки города в любую другую.

А иначе – замечательный театр Камала в будущем превратится в прекрасную многоуровневую  парковку. А ещё через несколько десятков лет здание мэрии облюбуют бомжи.

 

Дмитрий Смирнов

Вовремя.ру

14.06.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также