Бизнес в формате 3F

10.11.2011

— Александр, сегодня много говорят о важности создания малых инновационных компаний при вузах, призванных объединить науку и коммерцию. Однако вы, например, сделали выбор в пользу бизнеса. Почему?

— Когда я начинал свой бизнес, малых инновационных предприятий при вузах еще не было. Эта форма взаимодействия кажется мне довольно странной, возможно, есть некоторые недоработки, в правовом плане. Не могу сказать, что сильно в эту проблему углублялся, но выглядит несколько странно, что вуз должен иметь какую-то долю и что потом со всем этим делать. Я считаю, что могут возникать определенные сложности при дальнейшем развитии компании, когда подключаются инвесторы, идут операции с акциями. Как на все это вуз посмотрит? И каким образом все это согласовывается? Все мы знаем, как у нас организованы вузы. На мой взгляд, пока по этой форме больше вопросов, нежели понимания как с ней работать.

 — В чем секрет быстрого развития вашего онлайн сервиса Webinar.ru, в частности, партнерства с ведущими мировыми брендами и государственными корпорациями?

— Технология востребована, формат. Страна у нас большая и независимо от расстояний нам периодически нужно общение, участие в каких-то встречах. У человека иногда просто нет возможности куда-то приехать. И не только из экономических соображений. Часто времени не хватает. За это время мы научились эту технологию продвигать, продавать и уже можем объяснять и показывать ее преимущества. Сейчас мы активно работаем над продвижением.

Что касается «Сколково», то там множество направлений и мы общались на уровне всех. Рассказывали, приглашали на мероприятия, показывали, как все это работает. И когда перед фондом была поставлена задача общаться с большим количеством потенциальных резидентов, рассказывать им, как подавать заявки, отвечать на вопросы. Думаю, в тот момент они про нас вспомнили и обратились с конкретным предложением, которое мы реализовали.

 — Насколько сегодня высока конкуренция на российском рынке онлайн сервисов? Каковы ближайшие перспективы развития данной отрасли?

— Конкуренция довольно высокая. С одной стороны, существует множество сервисов, предоставляющих подобные услуги. С другой стороны, мы не сильно ее ощущаем. В верхнем сегменте не так много компаний, которые оказывают услуги на высоком уровне качества, хорошо работают с клиентами, имеют стабильно работающий сервис 24/7 (круглосуточно и без выходных – прим.авт.), сложившуюся репутацию и устоявшийся бренд. Да, на рынке много разнообразных компаний, но серьезные игроки выбирают из верхнего сегмента.

 — Сегодня стало модным говорить о понятии «стартап». На ваш взгляд, что в нем интересного и что необходимо для его успешности?

— Для успешности нужны желание, понятный продукт (бизнес-модель – прим.авт.) и, по возможности, большой рынок для данного продукта. Появление стартапов — хорошая тенденция, это то, чего нам не хватает для повышения уровня предпринимательской культуры. Идея того, что можно создать свой бизнес и он будет работать, должна активно продвигаться. И слава Богу, что так происходит.

— Вы в качестве спикера принимаете участие в казанском международном форуме Icamp. Что, в первую очередь, вы стремитесь донести до начинающих IT-предпринимателей?

— Мне предложили поделиться опытом, как все происходило в плане организации бизнесов, в которых я принимал участие. Соответственно, я постараюсь дать максимально практическую информацию, которую они смогут применить при работе в своих проектах. Надеюсь, мой опыт будет им полезен.

 — Российское правительство делает ставку на молодежное предпринимательство. Что, как вы считаете, мешает молодым предпринимателям, каковы пути вовлечения молодежи в бизнес?

— Российская молодежь на ментальном или подсознательном уровне желает больше работать в крупных компаниях, становиться чиновниками. Насколько я знаю, существуют данные опросов среди молодых людей, которые свидетельствуют, что, к примеру, в Китае порядка 80% молодежи хотят стать предпринимателями. В России значительная часть мечтает работать на крупный холдинг, либо быть чиновниками.

Думаю, нужно больше рассказывать про предпринимателей, давать конкретные истории успеха, чтобы молодежь больше думала о том, что создать бизнес не так уж сложно и это может сделать каждый. Чтобы молодые люди видели этих успешных предпринимателей. И ситуация изменится, она уже меняется – то, что я вижу за последние несколько лет, говорит о том, что большинство задумывается об открытии бизнеса.

 — Но на пути к созданию бизнеса нередко встают определенные проблемы, в том числе и на уровне государства. С какими проблемами вы как бизнесмен-практик столкнулись на начальной стадии становления бизнеса?

— Не поверите, но почти ни с какими. Объективно говоря, даже у нас в Москве открытие бизнеса не составляет проблемы. Недавно мы открывали представительство на Украине. Так вот там все намного сложнее. Единственное, пожалуй, с чем мы столкнулись, это пожарные. В 2009 году они закрыли здание, в котором мы сидели. Но так как мы IT-компания, то довольно быстро вынесли всю инфраструктуру на виртуальный уровень, обеспечили сотрудникам телефонию, доступ к серверным системам и спокойно работали из дома. Но даже эта ситуация нас не сильно задела.

 — А как быть с начальным капиталом – не секрет, что это вопрос один из самых сложных, к примеру, для того же стартапа. Тот же инвестор ждет быстрой окупаемости, определенных гарантий…

— Вопрос действительно непростой. Никогда и нигде не было много денег для стартапов. Пути решения этой проблемы могут разными. Для примера, есть такая формула «3f» – friends-family-fools (друзья-семья-дураки – прим. авт.). Кто-то может начинать бизнес, продолжая работать. Многие так и делают – нанимают одного-двух программистов, оплачивают их работу их своей зарплаты и развивают бизнес.

Кроме того, существует много государственных программ, которыми стоит пользоваться. Мы так делали. Все это сейчас доступно. В действительности есть много бесплатных денег – субсидии, гранты – это все существует и на начальном этапе развития стартапа пригодится. Мы на старте в 2008 году, в разгар кризиса, воспользовались программой московского правительства. Да, было много документов к заполнению, это были не слишком большие деньги, но мы подали заявку и взяли их. Если есть желание, человек будет искать возможности, находить их и пытаться ими пользоваться, а не ждать, пока кто-то придет и даст денег, сказав: возьми и делай свой проект. Все не так плохо, как пять лет назад.

 — Как вы оцениваете объемы, темпы роста и тенденции развития малого бизнеса в России?

— Малый бизнес в России сильно недоразвит, но у него есть тенденция к росту и возможности для развития. Возможно, стоит стимулировать этот вопрос со стороны государства. Например, те же налоговые льготы для начинающих предпринимателей.

 — В вашей биографии отмечается, что вы увлекаетесь игрой в покер и единоборствами. Ваше занятие бизнесом обусловило выбор данных увлечений, либо, наоборот, ваши хобби создали предпосылки для занятия предпринимательством?

— Предприниматель, на мой взгляд, должен уметь рисковать. Это не значит, что он должен быть готов все поставить на карту. Он должен уметь сопоставлять риски и брать их на себя. Покер отчасти помогает этому научиться. Не знаю даже, что первично. Что касается единоборств, то я рассматриваю это увлечение как спорт, которым нужно заниматься, не смотря на то, что на это часто не хватает времени.

 

Беседовала Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

10.11.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также