Бизнес-семинар под веткой сакуры

01.08.2012

 

Образование – это траты. Невежество – большие траты.

 

Неизвестный автор

Альтернатива МВА из США

В мире бытует расхожее мнение, что лучшее бизнес-образование дают в США. Возможно, оно и так. Вот только многим отечественным бизнесменам дороговато выходит подтянуть знания по управлению производственными процессами за океаном.

Да и не всем с радостью на лице и распахнутыми объятиями дадут визу в Штаты. Поэтому свой взор, устремленный на поиски новых знаний, можно направить в другую сторону. В сторону восходящего солнца.

Бизнес-образование в странах Азии появилось относительно недавно – лет 15 назад. Однако за те же 15 лет им удалось пройти путь, на который Запад в свое время потратил полвека.

 

Диплом MBA, полученный в одной из бизнес-школ Азии, «стоит» значительно дешевле, чем европейский или, тем более, американский. Однако азиатские школы еще не получили того признания и статуса, чтобы их выпускники могли рассчитывать на хорошие вакансии в любой стране мира. Поэтому учебные заведения стран Азии подходят в первую очередь для тех, кто в будущем намерен искать работу в этом регионе. Или для тех, кто хочет пополнить свой багаж знаний.

Среди азиатских бизнес-школ лидируют сингапурские и, конечно, японские. На японских бизнес-школах мы и остановимся.


Страна восходящего бизнеса

Но почему всё-таки Япония?

Во-первых, Япония – это страна частного предпринимательства. Сейчас там из промышленности государству принадлежит только монетный двор.

После войны американские оккупационные власти провели в стране целый ряд экономических реформ. Тогда, в условиях разрухи, после Второй Мировой войны были национализированы магистральные железные дороги, телефон и телеграф. Однако японские чубайсы в 80-х годах прошлого века всё расприватизировали обратно. И почему-то японцы об этом не жалеют и не выходят на митинги с красными знаменами и транспарантами: банду императора под суд!

В этой стране к малому бизнесу относятся 5 миллионов 738 тысяч предприятий – 99% их общего числа. На них работает 88% всех занятых. Предприятий малого бизнеса больше всего в трудоемких отраслях: в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве и машиностроении.

По формам собственности половина малых предприятий – индивидуальные, то есть фактически семейные. Но сейчас семьи в Японии маленькие, как во всех урбанизированных странах, население начало сокращаться, и сокращается число этих предприятий. Коллективные партнерства и акционерные общества составляют остальную часть.

Почти во всех сферах малый и крупный бизнес мирно сосуществуют. К примеру, строительством массового жилья занимается малый бизнес (в России в это ни кто не поверит), а строительством дорог, заводов, жилых небоскребов и офисных зданий и торговых комплексов – крупный. И на транспорте то же самое: есть малые предприятия, занимающиеся перевозками, и крупные таксомоторные парки, автобусные корпорации.

Также обычно крупный бизнес предоставляет работу мелкому – аутсорсинг. Это касается и крупного машиностроения. Где есть трудоемкие процессы, крупные компании определяют, что им выгоднее – создавать свои производственные мощности или загружать заказами сеть из мелких субподрядчиков. И, как правило, склоняются в сторону аутсорсинга. Около 55% малых предприятий в промышленности работает на гигантов индустрии. Например, на мирового лидера в автомобилестроении – Тойоту.

Поэтому у японцев есть чему поучится нашим предпринимателям и, особенно, нашим чиновникам.


Кодекс самурая для педагогов

Общая система образования в Японии подчиняется принципам коллективизма. В Японии до сих пор существуют культ семьи и культ старших. Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта.

В связи с этим все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а также высшее образование) подчинены единой цели – передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (к коим относятся, прежде всего, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче).

Последнее напрямую относится к бизнесу. В какой же ещё сфере нужно максимально реализовывать свой творческий потенциал?

Школы в Японии в основном муниципальные (как у нас), только 5% частных школ. В 10-12 классах можно не учится. Но большинство учатся всё-таки 12 лет.

В Японии все просто: будешь социально адаптированным – поднимешься по социальной лестнице. А образование в этом процессе – ключевой фактор. Если несколько десятков лет назад топ-менеджером в крупной японской фирме мог быть человек с образованием, например, инженера. То сейчас японского управленца без экономических знаний (подтвержденных специальной бумагой) представить просто не возможно.

 


Каждый японец должен обучиться какой-нибудь практической науке, которая сможет его прокормить и одновременно принесет пользу обществу. Хобби тоже одобряется. Но практицизм важней.


 

Ну, и разумеется японская система образования воспроизводит знаменитое японское трудолюбие. Без него Япония бы просто не выжила. Дело в том, что только 13% всей площади – это ровная поверхность, остальное – горы. На этих тринадцати процентах проживает 2/3 всего населения (общая численность японцев — 127 млн человек). Только 4% населения занято в сельском хозяйстве. Своих полезных ископаемых нет.

Таким образом, труд сделал из самурая бизнесмена.

 

Школа мужества для гайдзинов

Практически те же принципы были перенесены в бизнес-образование Японии.

Традиционные для японцев ценности пытаются передать тем, кто проходит курсы МВА в стране восходящего солнца. Поскольку данные курсы заточены больше на практические занятия, проходя стажировку на японских предприятиях, обучаемый проникается духом коллективизма и даже некоторого корпоративного поклонения общим задачам вообще и плану на 3 квартал в частности. Творческая компонента заключается в том, что человек (после получасовой медитации) может наравне со старыми работниками производства сделать рацпредложение. Например, по 1001 улучшению конвейерной линии, которая итак уже производит по 100 штук лучших в мире телевизоров на дню.

Дипломы и различные степени в Японии, конечно, важны. Но гораздо важней, что ты конкретно можешь делать. К примеру, сможешь ли управлять 10-тысячным коллективом и Тойотой Прадо, двигающейся со скоростью 100 км/час одновременно. От этого непосредственно зависит трудоустройство и дальнейшая карьера.

Ну, и конечно, окончивший бизнес-курс в Японии вернется оттуда совсем другим человеком. В смысле, трудолюбивым. А не перманентно лежащим с пивом на диване, скромно прикрытым позавчерашней газетой. Когда все вокруг вкалывают день и ночь, поневоле становишься трудоголиком. А это в бизнесе – основной фактор.

А в остальном, всё у японцев так же. Те же предметы: финансы, менеджмент, кризисный менеджмент, чрезвычайный менеджмент и так далее.


Путь на восток

Для того, чтобы попасть на учебу в Японию желательно выучить японский язык. Понятно, что это многих останавливает. Впрочем, это не обязательное условие. Преподавание ведется и на традиционном английском.

Специальных экзаменов меньше, чем если ехать за тем же в США. Японскую визу с ходу не получишь. Но в принципе, японцы всегда рады гостям. Поэтому бумаг собирать меньше, чем для образовательной поездки в западный университет.

Учеба недешева, но и не стоит запредельно — 15 – 20 тысяч долларов за семестр.

Зато бонусом получаешь прекрасные виды и героев Акунина, вживую гуляющих рядом.

Дмитрий Смирнов, Вовремя.ру
16.08.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также