Психология ведения бизнеса в России: цинично-жесткий романтизм

20.04.2012

Наверное, каждому из нас когда-нибудь приходила в голову мысль открыть свой бизнес. Что характерно, у людей с неплохим воображением и еле пульсирующей материальной жилкой чаще всего возникает желание открыть именно ресторан или кафе. И вот мы сидим, обсуждаем, какое броское название придумать, какие шторы повесить и мебель какого дерева купить, оставляя за кадром вполне резонный (и самый главный) вопрос – «а где взять на это денег?» И второй – «как сделать всё так, чтобы не прогореть?»

О таких вот мечтателях был написал роман «Кофемолка» Михаила Идова; если кратко, то её герои сумели воплотить свою мечту в жизнь – открыть венское кафе для (потенциальных) утончённых нью-йоркских интеллектуалов. Но счастье, разумеется, было недолгим.  Конкуренция сделала своё чёрное дело, а посетители, разочек заглянув в изысканное кафе, продолжили ходить в соседние забегаловки, предпочтя свежесваренному кофе с нежнейшей молочной пенкой и золотистым хрустящим круассанам растворимую мутную бурду из пластиковых стаканчиков и дешёвый фаст-фуд. История, кстати говоря, очень поучительная для новичков. На одном голом энтузиазме, прекрасном воображении и интеллекте далеко не уедешь. Мечтательной обломовщины в нас хоть отбавляй, а тут надо быть хотя бы немного Штольцем, чтобы твёрдо стоять на земле. А с другой стороны, формулу «кто не рискует, тот не пьёт шампанское» ещё никто не отменял, ведь так?

Дабы разобраться в тонкостях бизнес-психологии, мы решили пообщаться с несколькими поколениями молодых — это ключевое слово — и перспективных предпринимателей из Москвы, чей опыт, возможно, прояснит некоторые моменты и поможет начинающим бизнесменам.

Итак, наши герои:

Станислав  Булыгин  21 год, коммерческий директор FEEBEE.RU

Рудольф Мирзоев 21 год, генеральный директор FEEBEE.RU

Армен Погосян 29 лет, учредитель и основной инвестор кафе-ресторан «МАНГАЛОВ»

Елена Першуткина 30 лет, основатель и генеральный директор PR-агентства «Лестница»


Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать предприниматели?

Рудольф: Обязательно чувством юмора!

Станислав: Смелостью, которая может быть даже неоправданной. Сумасшествием и  умением бить в одно точку и не думать о том, что думают о тебе другие.

Рудольф:  Предприниматель должен быть рискованным, но при этом держать голову на плечах.

 

Посмотрите, какие характерные для бизнес-поколения NEXT ответы: сразу чувствуется  молодецкий азарт, адреналин, нацеленность на победу и отсутствие наших типично-национальных рефлексий.  Двадцатилетние предприниматели ориентируются на европейский опыт и, на взгляд автора, им это неплохо удаётся.


Армен:  Настойчивость, уверенность в своих силах и своей команде. Искренняя вера в то, что ты делаешь. Не нужно бояться ошибок, лучше учитесь на них и делайте верные выводы. Учитесь обращать внимание на мнение других людей, не ставьте субъективное во главу угла.

Елена: Задумывая свой бизнес, нужно непременно расставить приоритеты, взвесить все за и против, настроиться на победу. Здесь мало одного желания – быть бизнесменом, здесь нужна деловая хватка, расчетливость, умение принимать решения, продумывать все возможные варианты, чтобы в итоге выбрать самый выигрышный. Кроме того, немаловажное значение имеет психология работы с коллективом. Я хотела создать «компанию-семью», в которой будут доверительные, дружеские отношения, где близкие по духу люди занимаются общим делом и всегда готовы помочь друг другу. Мне кажется, моя задумка мне удалась.


Поколение «тридцатилетних» мыслит несколько иными категориями, здесь чётче проглядывается зрелая стратегия поведения: психологические тонкости, широкоаспектный анализ, обращённость к коллективу.


Достаточно ли быть просто образованным и старательным, чтобы успешно вести дела? Нужен ли здесь цинизм, крепкая хватка?

Рудольф:  Мы — креативный состав. Сначала думали, что работа должна идти в свободном режиме, но со временем поняли, что должны присутствовать и жесткие рамки. Кто-то должен стоять с палкой и вовремя напоминать о себе!

Армен: Нужно иметь жизненную хватку и уметь ориентироваться в сложившейся обстановке, в том числе в режиме жесткого цейтнота. Уметь брать на себя ответственность за себя и за других. Уметь советоваться и обсуждать. Простой прилежный студент-«ботаник», несмотря на все свои старания, далеко не всегда сможет успешно руководить даже 1-2 людьми, я уже не говорю о той ситуации, когда твой персонал достигает отметки 50-100 человек.

Понятие цинизм – широкое, нельзя отнести его ко всем сторонам бизнеса. К людям нельзя относиться цинично.

Елена: Образование, упорство и старательность – безусловно, плюс для делового человека, который хочет создать конкурентоспособный и долгоиграющий бизнес. Но не менее важно уметь слышать, впитывать, анализировать информацию, постоянно быть в теме, быть сосредоточенным, гибким, креативным.

Очень важен человеческий фактор. Умение общаться с партнерами, сотрудниками и клиентами. Когда тебя воспринимают всерьез, когда крупные компании делают выбор в пользу твоего агентства, когда партнеры и сотрудники прислушиваются к твоему мнению и уважают тебя благодаря твоему труду, упорству и коммуникабельности – это очень важная личная победа для каждого человека, развивающего собственный бизнес.

Не скрою, без цинизма, жесткости и крепкой хватки порой не обойтись. Однако же, строить свое дело только на этих качествах и существовать в условиях перманентной холодной войны с конкурентами я бы не стала. Не имея надежного тыла, команды, которой ты доверяешь, рано или поздно можно потерпеть поражение и загубить собственный бизнес, потерять не только деньги, но и авторитет.


Может ли, по вашему мнению, бизнесмен быть, условно говоря, «белым и пушистым», держа в подчинении многих людей?

Станислав: Может быть, но чаще нужно быть жестким, особенно в организационных вопросах. Меньше всего здесь должен срабатывать личностный фактор в принятии того или иного решения. Мы работаем для того, чтобы наша  компания  росла и процветала.  В нашей организации самое главное  —  команда!  Мы даже можем пожертвовать непреднамеренным финансовым убытком компании, но не перспективным работником.

Армен: Больше применим опыт кнута и пряника. На практике, если ты белый и пушистый, то люди начинают садиться на шею и бизнес постепенно разваливается. Как только одно звено в бизнес-цепочке оказалось испорченным, то и остальные со временем подвергаются тому же процессу.

Елена: Я предпочитаю качество количеству, поскольку за 10 лет существования «Лестницы» на собственном опыте убедилась, что хорошо подобранная, сплоченная команда профессионалов может работать с большими проектами не хуже, а порой намного более продуктивно, чем большой штат сотрудников. Во время сдачи больших проектов нервы взвинчены до предела и держаться порой очень непросто, но когда компания существует как единый организм, где от работы каждого зависит общее дело, чувствуешь большую ответственность и прикладываешь все усилия для того, чтобы не подвести остальных. В такие моменты в «Лестнице» нет начальников и подчиненных, есть дружная команда, работающая на результат.

 

Как и с чего начинать бизнес новичку? И как вы решали для себя все эти проблемы?

Рудольф: Мы последовали совету Ричарда Брэнсона: «Взять и начать».

Станислав: Да, но на этом мы набили кучу шишек! Так как очень много вопросов возникло в  процессе работы, с которыми в обычной жизни мы не сталкивались. Хотя благодаря этому,  мы многому научились. 

Если начал идти, то идти до конца! Иначе, можно не браться ни за какое дело.

Ответы опять же очень характерны для нового поколения бизнесменов: этакая романтическая решительность а-ля «пришёл-увидел-победил». Более старшее поколение, между тем, как всегда предлагает чётко структурированную программу действий.

Армен:  Первое – четко выверенный бизнес-план на долгий период развития компании, минимум на год. Необходимо иметь первоначальный капитал, или понимать где вести его поиски. Затем важный этап – партнеры и команда. Нужно четко понимать, что именно с этими людьми ты будешь работать. Именно им будут делегированы полномочия, и в их руках будет принятие важных для бизнеса решений.

Елена: Event-агентство «Лестница» существует уже 10 лет, но в этом году у меня появился еще один проект – флористический бутик «Dolci e Fiori». В цветочном бизнесе я новичок, не скрою, и прежде, чем принять решение о том, что «я хочу» соизмеримо с «я могу», мной и моими партнерами была проведена большая работа, связанная с анализом рынка, созданием концепции компании и бизнес-планированием. В итоге был создан флористический бутик, создающий элегантные цветочные композиции в соответствии с европейскими тенденциями. Мы стараемся поддерживать диалог с уже сложившейся клиентской базой и потенциальными клиентами, и всегда стремимся предложить им что-нибудь необычное, элегантное и достойное.

Наш последний вопрос не актуален для Станислава и Рудольфа, начавших свой бизнес только год назад, а вот Армен и Елена вполне могут поделиться своим мнением поданному вопросу.


Чем отличается бизнес с тех времён, когда Вы начинали, от того, что происходит сейчас?

Армен: Все зависит от политической ситуации в стране. К сожалению, в нашей есть тенденция к постоянным переменам, что неблагоприятно влияет на любой бизнес. Ежегодно меняется законодательство, политические течения, что соответственно заставляет пересматривать тактику ведения бизнеса. Это было во все времена. Сначала привыкаешь работать по одной схеме, а потом приходится резко все менять.

Елена: В настоящее время создавать уникальный конкурентоспособный проект, способный стать в первые ряды своей отрасли, намного сложнее, чем раньше. Сегодня интернет полон зарубежных новинок, предложений и даже самую экзотичную фантазию можно реализовать, заказав ее через интернет. Клиент избалован предложениями из сети и необходимо приложить максимум усилий, анализируя тенденции в своем сегменте, планируя развитие компании и создавая креативную концепцию, которая бы «цепляла», была интересной, привлекающей внимание, неординарной и востребованной.

 

Итак, как мы можем увидеть, все наши герои, несмотря на различия в поведении и жизненных установках, показывают, что любой бизнесмен – это человек-хамелеон, который должен быть не только учителем, но и учеником, где-то романтиком, где-то циником, креативщиком, психологом. Грани можно продолжать до бесконечности. Что кому ближе – решать только вам. А мы надеемся, что мнение наших экспертов поможет вам в ваших бизнес-начинаниях.


Валерия Мухоедова,

специально для Вовремя:ру

20.04.12


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также