«А бизнес-корабли все лавировали и лавировали»
Основатель венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий предостерегает: восторгу от первого бизнес-успеха поддаваться нельзя – погибнешь. Лучше перебороть эйфорию и продолжать движение.
К самому Александру Галицкому успех пришел в виде двух проданных электрогитар – играли они на них с друзьями плохо, продажи пошли лучше. Правда, как рассказал Галицкий на iCamp Kazan 2011, этот его бизнес прикрыла милиция. О первых заработанных деньгах родителям он признался не сразу – не знал, что сказать. Зато купил друзьям мороженого, а затем поделился с родными. Зарабатывал больше мамы с папой – признался, что это «было не очень хорошо».
— Главное для вашего бизнеса (стартующего – прим.авт.) – настрой на то, что вы пробиваетесь в большое море, где можно лавировать и менять стратегию, настрой на глобальный рынок, — комментирует Александр Галицкий.
Вопрос «где начинать бизнес», по мнению спикера, опять же имеет прямую зависимость от вашего (как предпринимателя – прим.авт.) характера, амбиций, веры в свою идею и веры в вас других людей. В интервью журналу «Forbes» Галицкий рассказывал, что «если идея не изложена на 15 слайдах, значит, она сырая».
В России все не как у людей
— Есть устоявшаяся фраза, что «любой стартап стоит 4 млн. рублей», — раскрывает секреты профессиональной кухни эксперт.
Для примера Галицкий приводит Силиконовую долину – если бизнес растущий, предприниматель получает на его развитие второй миллион (первый идет на строительство самого бизнеса – прим.авт.), третий – если предлагаемое решение защищено от конкурентов. Четвертый вклад идет при условии, что проект востребован.
В России, признает Галицкий, все по-другому. Пусть мы выходим на уровень первой в Европе страны по Интернет-производителям, очень динамично растем по широкополосному доступу и становимся привлекательными для Интернет-бизнеса – этого мало. Даже если на нас засматриваются из маленьких стран – для открытия бизнеса, что в принципе возможно: тому же австрийскому бизнесмену легче провести в самолете 2-3 часа и приехать в Россию, нежели лететь через океан в США.
— Одна из основных задач России — то, насколько наше государство сможет создать условия для строительства бизнеса, — раскрывает суть сомнений Галицкий. – Что будет делать, чтобы допускать не утечку мозгов, а их приток!
Эксперт резюмирует, что «бизнес в России возможен», другое дело, в чем он будет измеряться.
«Где на вас столько «Гуглов» набрать»
Пример все тот же – Силиконовая долина. В 2009 году компания «Google» купила 42 компании и только по двум из них сделка составила 400-700 млн. рублей, средний чек по остальным – 25 млн. долларов.
— В российских условиях все значительно ниже и средний чек будет порядка 10 млн., — комментирует Галицкий. — И это уже неплохая цифра, ориентир для предпринимателей и для инвесторов.
Кроме того, в России нет возможности каждый раз строить свой аналог «Google» каждый раз как на рынок выходят несколько небольших компаний.
Идеи для бизнеса спикер советует черпать в болевых проблемах:
— Мы всегда не забываем принимать таблетку от боли, но не всегда пьем витамины, — аргументирует он. А также напоминает, что бизнес не стоит рассматривать только как средство улучшить собственную жизнь – стоит задуматься о том, как из него выйти.
— У предпринимателя может возникнуть идея нового бизнеса или появиться какой-то другой талант, — объясняет Александр Галицкий.
Принял 26-го работника — и уже бюрократ
Отдельный и весьма значимый элемент любой компании – ее команда. Галицкий отмечает, что после того, как штат компании «перевалил» за 25 человек, «бизнес из семейного перерастает в организованный».
— Появляются новые люди, нужно заводить правила игры, — комментирует он. – До 25 человек можно вывешивать заработную плату на корпоративном стенде, собираться практически за одним столом, решать сообща все вопросы, обедать вместе, ужинать.
После появления 25-то сотрудника, по выражению Александра Галицкого, «появляется бюрократия». Статистика в этом срезе повествует, что при штате свыше 100 человек, о том, что этой компанией создано что-то новое, многие ее сотрудники могут уже и не знать.
Приманка для мужей-иностранцев
В методологии строительства бизнеса, рассказывает Александр Галицкий, 25% затрат идет на идею, технологию и прототип.
— 75% затрат – превращение прототипа в продукт, что далеко не всегда только техническое решение, но и куча сопутствующих вещей, — продолжает он. — Плюс превращение продукта в бизнес.
Именно этому России еще предстоит научиться – такой методологии у нас нет. Поэтому импорт предпринимателей и изменение сознания, считает спикер, «весьма важная и актуальная задача для российского бизнеса».
В России, к слову, есть практика возвращения на родину девушек, вышедших замуж за иностранцев. Вместе с мужьями. Возвращаются далеко не все, но некоторые московские компании уже пополнились зарубежными инженерами.
Выживает у нас самый адаптивный
По мнению Александра Галицкого, раньше российские компании культивировались как процесс сеяния кукурузы – подготовить землю, посадить семена, дождаться всходов.
— Сегодня вся динамика настолько сменилась, что мы живем не в период культивированного сельского хозяйства, а во времена выращивания самых сильных растений, — отмечает он. – Приспосабливается и не самое лучшее и красивое растение, а самое адаптивное к меняющимся условия. Как растения в зарослях джунглей – те самые, что находят дорогу к солнцу.
У российского бизнеса в наличии должны быть и реакция на динамику, и адаптивность проекта, и способность на лету менять бизнес-модель, технологию, технические решения.
— Все это, по сути дела, определяют основу вашего успеха, — уверен Галицкий. — Для этого голова как раз и должна постоянно работать с проблемами.
Россия она такая… особенная
Наша страна, комментирует спикер, не является государством, где легче строить бизнес. А можно ли его вообще здесь построить, покажет время.
— Любая компания которая хочет себя хорошо вырастить, стремится к тем условиям, где ей это удобно, — считает Александр Галицкий. – Мой посыл к российским руководителям, чтобы они думали над тем, как заинтересовать предпринимателя стартовать здесь. Не заставить, а сделать так, чтобы он сам этого захотел. Создать условия, чтобы в Россию приехали кадры, которых не хватает.
Качество российских стартапов тоже далеко не всегда приятно радует – из сотни проектов, поступающих в венчурный фонд Галицкого, лишь два-три основаны на неких фундаментальных и прикладных исследованиях.
— Наука – прежде всего процесс накопления знаний, а инновация – процесс превращения знаний в деньги, — делится мнением спикер. – И чтобы страна стала инновационной, сначала нужны именно знания.
За последние 20 лет, акцентирует Александр Галицкий, в России «рассыпалась» вся структура научно-исследовательских институтов, которые были отраслевыми. Прекратился поток грамотных специалистов, которых требует российская индустрия. Столько же десятилетий в нашей стране не ведутся прикладные исследования, построенные на индустриальных элементах.
К примеру, на Западе больше 50% стартапов состоят из студенческих и преподавательских исследований. И перед зарубежными стартаперами стоит довольно сложный выбор – либо создать прорывную компанию и начать бизнес, либо заняться докторской диссертацией. Выбор чаще всего идет не в пользу науки – за докторские звания на Западе не приплачивают.
У нас, впрочем, не лучше – научных знаний часто вообще не хватает…
Оксана Ефимова,
Вовремя:ру
11.01.12