Бизнес-готика: экономические убийцы, драконы и адские пылесосы

07.10.2011

Ангелы, драконы и стервятники. Саймон Экланд

Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2011 год

Книга Экланда целиком и полностью посвящена венчурным инвестициям. Точнее говоря, нелегкому процессу их привлечения. Соответственно, адресована она тем, у кого масса блестящих идей или не до конца реализованных проектов, но плохо с финансами. В самом начале книги (фактически в предисловии – прим.авт.) популярно объясняется ее заголовок. Эти необычные существа – ангелы, драконы и стервятники  — оказывается, просто типы инвесторов. «Ангелы» вкладывают — или не вкладывают — собственные средства. «Стервятники» — чужие, которым, как известно, жалость чужда. А сказочные чудища «драконы» — по сути, те же «ангелы», но с одной важной отличительной чертой. Почему-то Экланд считает «драконами» тех, кто зациклен на публичности. В случае с «драконом» получение инвестиций превращается в телешоу.

Такая типизация, по мнению автора, помогает ориентироваться в мире инвесторов и инвестиций. Зная, с каким персонажем тебе придется иметь дело, легко выстроить концепцию презентации проекта.

Впрочем, есть у Экланда и советы для всех «просителей». И порой весьма оригинальные. Например, он настоятельно рекомендует не спрашивать у потенциальных инвесторов, какие раздаточные материалы следует включить в презентацию. Объяснение простое: иначе это будет презентация слушателей, а не ваша. Иногда Экланд сравнивает инвесторов на представлении проекта с болельщиками на футбольном матче. И напоминает, что глупо футболистам обращаться за советом к фанатам. Особенно, по ходу игры. В общем, суть книги такова: будьте уверены, никого не слушайте, сами ведите свою игру, и деньги потекут к вам рекой.

 

Представьте себе! Питерс Том

Издательство «BestBusinessBooks», 2007 год

Книга внешним видом сильно напоминает гламурный журнал, да и пахнет, как какой-нибудь «Esquire». Но форма несказанно далека от содержания. В гламуре нет ничего плохого, пока он не становится самоцелью, а только остается тем, для чего изначально предназначен — красивой заманивающей потребителя оберткой. «Представьте себе». На самом деле «Представьте себе!» — очень глубокая книга. И вся глубина ее заключается в трех основных достоинствах.

Во-первых, это самая мотивирующая книга, написанная консультантом по бизнесу. Следуя традициям стокгольмской школы экономики, в центр своей концепции Питерс помещает простого человека. Он так убедительно и эмоционально пишет о том, что не бывает маленьких проектов, а бывают лишь занудные люди, что ему не возможно не поверить. Каждый проект, по его мнению, должен быть задуман как «Wow!» (термин Питерса и девушек-подростков)! Каждый проект, даже если это всего лишь план ускорения очистки систем канализации, должен претендовать на нечто большее, он просто должен быть великим! После прочтения так и хочется сотворить что-нибудь такое эдакое, в общем, на века. К тому же, Питерс дает вполне конкретные рекомендации «офисному планктону» по продвижению своих Wow-идей в крупных корпорациях.

Во вторых, «Представьте себе!» — настоящая энциклопедия бизнес-идей. Не в том смысле, что там можно найти сборник конкретных бизнес-планов. Питерс угадывает основной вектор изменений потребительской активности. Потому эта книга очень актуальна. В частности, автор говорит о все возрастающей доле и, следовательно, роли женщин и «бебибумеров» в потреблении самых разных товарных категорий, от путешествий до новейших моделей техники.  Они — потребители будущего. Чтобы понять и оценить всю мысль Питерса, необходимо полностью прочитать книгу.

И, наконец, третье. Без всякой заумности, на конкретных примерах Питерс обосновывает свой главный вывод. В будущей экономике, основанной на великих идеях, ведущую роль будут играть истории. Те компании, которые их будут лучше рассказывать, и до тех пор, пока они будут это делать, будут лидерами на рынке. То есть современная экономика движется из области прагматических потребностей к области высоких чувств.

 

Исповедь экономического убийцы. Джон Перкинс.

Издательство «Pretext»,  2005 год

Перкинс (разумеется, если это не псевдоним и такое лицо вообще существовало в реальности – прим.авт.) в своей книге выказывает себя довольно осведомленным человеком. В области мировой политики и экономики, кажется, для него нет тайн.

Автор выступает как человек из самого тайного закулисья. То, что он рассказывает, один к одному совпадает с тем, о чем вещают доморощенные «патриоты». В книге можно найти немало сентиментальных моментов (фактически они занимают львиную долю текста – прим.авт.), где автор рассуждает о судьбах отсталых в экономическом отношении народов и природы вообще.  «Исповедь» прольется бальзамом на душу поклонникам Кургиняна и Шевченко.

Сейчас модно обвинять США в мировом кризисе. Но эти обвинения только подчеркивают ведущую роль американцев в современном мире. Американцев Перкинс упрекает даже в неправильном оказании гуманитарной помощи Африке. Мол, этой помощью они стимулируют свои транспортные кампании и, особенно, своих сельхозпроизводителей, вместо того, чтобы поддерживать африканских. И сторонникам подобных теорий не приходит в голову: а может, африканцам уже хватит стрелять  друг в друга, а может уже пора начать помогать себе самим? Пусть создадут собственные технологии и живут припеваючи. Все примеры из книги, а также из всех последующих книг данного автора («Игры экономических убийц», «Тайная история американской империи») сводятся к фактам коррупции, с которой в Соединенных Штатах борются куда успешней, чем в странах третьего мира, и к локальным кровопролитным конфликтам, спровоцированным якобы транснациональными компаниями в борьбе за полезные ископаемые.

Но и серьезным бизнесменам тоже стоит прочесть эту книгу. И вот в каком ключе. Она является прекрасной иллюстрацией иждивенческого отношения к жизни. С его характерной чертой – обвинять в своих бедах кого-то вовне. Книга прекрасно подходит в качестве индикатора такого отношения. Достаточно порекомендовать ее прочитать своему подчиненному, а потом поинтересоваться его мнением по поводу прочитанного (именно так поступал профессор Преображенский по отношению к Шарикову – прим.авт.). И будет понятно, насколько подчиненный активен и готов к саморазвитию.

 

И ботаники делают бизнес. Максим Котин

Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2011 год

Предыдущая книга Котина «Е…гений», где подробна была рассказана бизнес-история Евгения Чичваркина, расходилась в книжных магазинах на ура. Причина в том, что это была одна из первых отечественных историй успеха, не связанных с добычей углеводородов и родством с крупными чиновниками. Данная книга, по сути, то же самое. Кстати, предисловие к ней написал тоже Чичваркин.

Посты из блога легли в основу книги. Только Котин развернул их до размеров романа. Он рассказывает историю предпринимателя Федора Овчинникова изнутри.  Обычные коллизии становления бизнеса превращаются в захватывающие повороты сюжета.

Одной из главных тем, поднимаемых автором, является противостояние бизнеса и системы государственной власти. И в связи с этим книгу нельзя назвать оптимистической или мотивирующей.

Главный герой, конечно, — «ботаник». Что не может не вселить уверенность в себе у некоторых начинающих предпринимателей. Но главное, он упертый «ботаник»: без настойчивости и энергии в современный российский бизнес лучше не соваться.

 

Адский пылесос: Теория и практика впендюринга. Мурджиа Микела

Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2011 год

Эта книга, как и предыдущая, выросла из блога. Его с 2006 года вела автор, устроившись работать в одну фирму, торгующую пылесосами. Обычный сетевой маркетинг, ничего нового. Но записки простой телефонистки, раскрывающие весь цинизм сетевых продавцов, наглядно иллюстрируют самые эффективные (хотя и не самые высокоморальные) методы продаж. Для простоты восприятия их назвали «впендюрингом».

Реальные истории практически незаменимы во время «курса молодого бойца» в личных продажах. Как говориться, лучше учиться на чужих ошибках. Во всяком случае, чистая теория уступает случаям из практики по части эффективности обучения.

Книга Мурджиа рекомендуется всем, кто одержим манией стать лучшим продавцом месяца. Кроме того, ее могут прочитать и те потенциальные покупатели, которым просто хочется весело скоротать время.

 

Обзор подготовил Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

07.10.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также