Бензиновый оброк

29.10.2012

 

А есть вообще решение проблемы «пробок»?

— Есть. Называется — 100 долларов за литр бензина.

   


Принцип парадоксальности

В октябре ценники на АЗС вновь «обрадовали» казанских (да и прочих) автовладельцев. Литр АИ-95 перешагнул 30 рублевую отметку. АИ-92 – отметку в 27,5 рублей.

Оптовая цена за тонну колеблется для АИ-95 – где-то около 33-37 тысяч рублей, для АИ-92 – от 27 до 35 тысяч рублей (зависит от качества), для дизтоплива – около отметки 31 тысяча рублей.

Устойчивый тренд к росту цен ещё никогда не подводил обывателя. Кратковременные и незначительные снижения цен на бензин тоже были. Равно как и временные «заморозки». Но не благодаря рыночной ситуации, а исключительно благодаря указке из московского Кремля. Например, накануне федеральных выборов.

Причем, наблюдается удивительное явление – прямо-таки экономический парадокс. Разъяснить онный вряд ли под силу даже какому-нибудь Йозефу Шумпетеру или Василию Леонтьеву (автор метода «затраты — выпуск»).

Суть парадокса: внутренняя цена на бензин как-то слабенько зависит от мировой цены на нефть. Если вообще зависит.

По счастью в «Вовремя» Шумпетеров не наблюдается. Поэтому мы постараемся в меру наших скромных сил объяснить сей экономический казус.

Не только собственными силами. В этом нам поможет специалист в данной сфере – Александр Сидоров, руководитель ООО «Альфа-Ойл», занимающегося оптовой торговлей нефтепродуктами.


Бензиновый антирынок

Сперва коснемся вкратце ситуации на нефтетрейдинговом рынке. Вопреки досужим домыслам конкуренция здесь действительно развита. Множество компаний – как производителей, так и посредников предлагают свой продукт. Однако от АЗС цена на бензин практически не зависит. Они просто делают стандартную наценку.

Проблема в том, что бензин (и дизтопливо) бывают разного качества. Иногда – очень разного. Покупая бензин у поставщика, с которым не налажен личный контакт, оптовик сильно рискует. Он может нарваться на бензин такого качества, что его лучше сразу весь выпить. Как следствие «простреленное сердце» автомобилей приводит к судебным искам. И от владельцев заправок, и от автомобилистов.

Для крупного игрока на этом рынке штрафы и компенсации ущерба не очень страшны. А мелкие могут, вообще, сказать торговле: до свидания.

Поэтому бензин берут обычно у тех, у кого берут. Репутация здесь важней цены. Поэтому каждый бензиновый оптовик, не смотря на конкуренцию, зависит от поставщика или производителя.

В среде знакомых поставщиков продавцы нефтепродуктов чувствуют себя как рыба в воде. Все знают, что башкирская нефть зернистая, а татарстанская – водянистая. Отсюда специалисту легко догадаться о качестве бензина.

К примеру, в Самарской области есть несколько относительно небольших НПЗ. Но «достучатся» до них не намного проще, чем до небес.

Сейчас напрямую работать с производителем крайне трудно (чтоб не сказать невозможно). Кто-то (как, к примеру, Новокуйбышевский НПЗ) работает вообще только на экспорт. Остальные продают продукцию, используя тендеры. То есть потенциальные покупатели должны ещё побороться за определенный объем, поднимая цену. Вот, кстати, одна из причин того, что бензин в России дорожает.

Можно, в принципе, тендер исхитриться и обойти. Но в данном вопросе не обойтись без посредника между производителем и оптовиком. Поскольку альтруизм в бизнесе, как промедление в революции, то есть смерти подобен, каждая посредническая «прокладка» работает за определенную маржу. Наличие цепочки посредников — это ещё один фактор удорожания нефтепродуктов.


Подводные камни ценообразования

Таким образом, мы пришли к неукладывающемуся в обычную рыночную логику выводу: оптовые потребители нефтепродуктов  во многом зависят от их продавцов-производителей.

Последние собственно и контролируют цены на бензин. Свою корпоративную тайну их регулярного повышения они не выдадут даже под средневековыми пытками. Не делятся этим секретом они даже с теми посредниками, с которыми тесно работают по продажам своих продуктов. Это как в магазине. Бесполезно торговаться с продавцом, выясняя подробности ценообразования. Ещё глупее спрашивать у производителя, почему товар стоит ровно столько. Не нравится цена – иди сразу к конкурентам. Нет денег – не отвлекай деловых людей праздными разговорами.

Однако, какое-то приблизительное мнение по косвенным признакам оптовики составить могут. Подчеркиваем, это всего лишь слухи и домыслы, а не конкретные факты. Но очень уж похоже на правду.

Первая (и вполне может быть, что главная) причина роста цен на бензин и дизтопливо – это извечное российское всеобщее удорожание всего. Проистекает оно из банальнейшего процесса – минимум раз в год поднимаются цены на энергоносители. Без электричества и газа не сделаешь бензина из сырой нефти. Об этом уже написаны тома, поэтому перейдет к ещё двум факторам.

Они связаны с процессами, происходящими внутри компаний-производителей. Там вполне может разыграться следующая драма. Плановый отдел как ему и положено запланировал определенный объем продаж. А коммерческая служба по тем или иным причинам данный квартальный план не выполняет. То есть пока ещё не понятно, но уже у топ-менеджеров, курирующих продажи, появляется стойкое чувство, что чего-то не хватает. В финансовом плане. И они пытаются восстановить баланс сил. Только не за счет роста объема продаваемых продуктов. А (как уже все наверно догадались) за счет небольшого увеличения цены.

И последняя возможная причина «нефтетрейдерской» инфляции, возможно, кроется в том, что НПЗ (наряду с нефтедобытчиками) – это «дойные коровы» в глазах государства российского. Как что случается – локальное мероприятие какое или, не приведи Господи, очередной чемпионат по тараканьим бегам – первым делом за помощью (материальной, разумеется) обращаются к нефтяникам и нефтепереработчикам. Хотя они итак главные наполнители бюджета. То есть официальные спонсоры всех чиновничьих затей – от строительства «сказочных» дорог с предварительным «распилом» до тренинга креативности для умственно неполноценных госслужащих.

А непредвиденные расходы, как известно даже начинающему бизнесмену, надо обязательно покрывать. За счет конечного потребителя. В данном случае, банкет получается за счет автовладельцев.

Качественного, но недорогого топлива желает автомобилистам
Дмитрий Смирнов Вовремя.ру
29.10.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также