Чиновники vs автомобилисты

25.04.2012

                                                                   Тише едешь – дальше будешь…                       

                                                                                      Народная мудрость

 

Латиноамериканское турне

Муниципальные чиновники из Татарстана на несколько дней слетали в Бразилию и Колумбию. Так сказать, для ознакомления с устройством тамошнего общественного транспорта.

По возвращении они ещё более укрепились в необходимости ограничить движение личного автотранспорта в пользу общественного.

Если все пойдет по их плану, город ждут судьбоносные перемены.

Из Куритибы с любовью — к автобусам

В Бразилии  автобусное сообщение, несмотря на все возрастающее население, можно оценить на твердую пятерку. Судя по отзывам наших чиновников.  Наиболее хорошо всё устроено в южнобразильском городе Куритиба.

С начала застройки (с 1976 года) этот город планировался для удобства пассажиров. От метро там решили отказаться. Поэтому оставался один вариант – автобусное сообщение. Изначально в Куритибе планировали улицы так, чтобы оставалось место аж на 2 автобусные полосы в одном направлении.

Надо сказать, что Куритиба немного побольше Казани. Население там составляет 3,25 млн. человек — как если разместить население Татарстана в одном городе. Теперь представьте, что 75% из них пользуются общественным транспортом. Насколько там все должно быть слажено и просчитано.

Тут, конечно, есть и единая диспетчерская служба и автоматическая система управления дорожным движением. И, главное, — достаточное количество автобусов разных видов.

Один автобус — это 300 пассажиров каждые 30 секунд, или 36 тысяч пассажиров в час в одном направлении, что эквивалентно пассажиропотоку линии метрополитена обычного мегаполиса.

Средняя скорость движения автобусов там – 28 км/час. Для сравнения, в Казани – 19 км/час.

Пассажиры расплачиваются безналом, с помощью транспортной карты. Платят, уже заходя в специально оборудованный закрытый павильон, то есть остановку. Кстати, средняя стоимость проезда – 46 рублей (на наши деньги, разумеется). А средний доход в Бразилии, для справки, где-то порядка 600-1000 долларов США в месяц.

Не тот климат…

Что же из этой идиллии можно перенести на нашу казанскую почву? По словам чиновников, немногое. В частности, автобусные полосы и кольцевая дорога для трамваев с ускоренными характеристиками. И то, и другое уже либо присутствует на казанских дорогах, либо планируется на ближайшее время.

О двух полосах с нашими узкими дорогами и обильными снегопадами мечтать не приходится. В Казани и одна-то правая полоса частенько бывает занята, как только неожиданно выпадет снег. Причем, занята не транспортом, а снегом.

Выделенные полосы для общественного транспорта у нас нельзя отгородить отбойниками, как в Латинской Америке. Это дорого и требует долговременного перекрытия улиц.

А количество улиц с автобусными полосами в столице РТ будут ещё увеличивать. Это подтвердил корреспонденту «Вовремя» первый заместитель руководителя исполкома Казани по экономике, транспорту, земельным и имущественным вопросам Рустам Нигматуллин. Контролировать эти полосы планируется с помощью нашего родного ГИБДД. Но полос много, а сотрудники могут быть заняты. Например, на сопровождении важного кортежа. Или на регулировании вручную скоростного режима на дороге (видимо, автоматике большинство экипажей не доверяет — прим. авт.).

Ввиду вышеизложенного, в ГИБДД и исполкоме надеются на камеры видеофиксации нарушений. И на возросшие штрафы за проезд по полосе общественного транспорта или парковку в неположенных местах. Но и тут могут возникнуть проблемы. Одной камеры на всю улицу не хватит. Устанавливать их у каждого столба дороговато. Хотя установленные камеры, с примерной стоимостью в районе 450 тысяч рублей, уже давно себя окупили.

 

«Найди свой автобус»

Другая проблема: в час пик автобусы итак забиты под завязку. Попробуйте проехать на 54 маршруте в сторону центра с 8 до 10 утра. Или в тоже время уехать с Горок. Скорее всего, покажется, что слегка тесновато.

А теперь представьте, что большая часть автомобилистов пересела в автобусы (75%, как в Бразилии, а не 50%, как сейчас в Казани). Смогут ли люди добраться до нужной точки вовремя? При нынешнем неустойчивом графике работы общественного транспорта (исключая, электротранспорт) и нынешнем автопарке? Вопрос, конечно, интересный.

Если в Бразилии автобусы ходят с 4 утра до 23 часов, то у нас примерно с 6 и до… в общем, в 9-10 вечера уехать уже становится проблематично.

Состояние самих автобусов, китайских «Драконов» и «Хайгеров», навивает на пассажиров мысли о скором конце света. Кресла поломаны, вместо стекол кое-где полиэтилен, да и горят не хуже свечей. В Казани было уже несколько пожаров прямо на трассах. То, что никто не пострадал, относится более к разряду чудес, чем к конструкции самих «китайцев». Да и скорость некоторых, по личным наблюдениям корреспондента «Вовремя», более напоминает рекорды смертельно больной черепахи. Или другая крайность — водители красных автобусов лихачат, словно участвуют в гонках на мопедах в далеком родном ауле.

А прекрасная система навигации, установленная на всех городских маршрутах, она ещё существует? Раздел «Найди свой автобус», очень актуальный для многих горожан и приезжих, некогда размешенный на сайте мэрии, последние несколько месяцев не был активен, а теперь и вовсе исчез.

Исчезли и табло на остановках автобусов, извещавшие истомившихся пассажиров, о том, какой маршрут и через сколько минут прибудет. Впрочем, и раньше эти табло не отличались точностью швейцарских часов. А иногда попросту показывали ерунду.

Это наводит на грустные мысли и вопросы. В частности, сколько было потрачено на программу спутниковой навигации для автобусов? И когда пассажиры снова смогут ей пользоваться?

Автобус – друг пассажира

Но городские чиновники не видят во всем этом особой проблемы.

По мнению Нигматуллина, нынешнего автобусного парка на Казань хватает. Даже есть перевозчики, которые уходят с рынка, не просчитав свою бизнес-стратегию. Нигматуллин говорит, что если есть спрос, то перевозчики буквально в очередь выстраиваются. Ведь пассажирские перевозки – это деньги.

К тому же, по словам Нигматуллина, недавно казанским перевозчикам стали полностью компенсировать проезд льготников различных категорий. Введение транспортных карт позволило снизить процент «левых» рейсов. Контроль за водителями и кондукторами стал пристальней. Безнал минимизировал воровство денег пассажиров.

Внимание! Внимание! После того, как достроят первую ветку метро, будут снова менять транспортную схему Казани! Чтобы не дублировать подземку. Питерский институт — как понимаете, тот самый — уже подключили.

Старые автобусы будут постепенно менять на новые МАЗы и Нефазы. По словам Нигматуллина, даже отработавшие 4-5 лет, машины этих марок вполне ещё могут работать. Только недавно в Казани некоторые ПАТП закупили 400 новых автобусов: 250 МАЗов и 150 Нефазов.

Хотя это только замещение «выбывших из строя». Общее количество автобусов в Казани не увеличивается. Этого даже нет в планах исполкома.

Хотели как в Латинской Америке…

Резюмируя, отметим, что казанским автомобилистам будут и дальше по мере сил усложнять жизнь, беря в пример опыт инфраструктурно-развитых городов. Там машина в личном пользовании – это значительная финансовая нагрузка. И не только на бензин, запчасти и страховку. Въезд в центр сильно ограничен пешеходными зонами. А в центре крупнейших мировых городов либо нет парковок, либо она платная.

К тому же автобусная полоса может совсем скоро превратится в «платную» — при условии, что городские власти и ГИБДД всё-таки усилят контроль за ней, что вряд ли у них получится на 100%.

Вот примерно к чему стремится казанский исполком. Чтобы вынудить водителей пересесть в автобусы. Количество пассажиров возрастет. А количество посадочных мест останется тем же.  И тогда неизбежно начнется транспортный коллапс.

 

Инвестиции в будущее города

Куда в этих условиях податься бизнесмену? Есть несколько вариантов.

Удачное время вложиться в землю в центре города. Даже если она в ближайшие год-два своим пейзажем будет напоминать Сахару, ничего страшного. В любой момент ловким движением бумаг на столе городских чиновников она превращается в стоянку. Причем, достаточно платную для окупаемости.

С другой стороны, уместно вкладываться в бизнес, который движется. В прямом смысле. То есть в бизнес пассажирских перевозок или таксомоторных перевозок (у чиновников есть мысль разрешить лицензированным такси двигаться по полосе общественного транспорта — прим. авт.). После вытеснения с городских улиц — пусть какой-то части — личного автотранспорта неизбежно увеличится спрос на пассажирские перевозки. А значит, этот рынок будет расти. К тому же с изменение схемы маршрутов мэрией будут объявлены новые тендеры (примерно январь – март 2013 года). Есть реальный шанс побороться за новые маршруты.

А также будут пользоваться повышенным спросом специальные масла для автобусов, запчасти к ним и дизельное топливо. В то время как цены на 92-й и 95-й бензин могут немного упасть.

Не исключено, что со временем в Казани упадут продажи авто. Зачем нужна машина, если пользоваться ей дорого или вообще неподъемно. Автосалонам не плохо бы заранее подготовится к этой ситуации.

На фоне роста перевозок общественным транспортом, возможно, решат вопрос и с повышением тарифов. Спрос-то на общественный транспорт только будет расти.

До 46 рублей, конечно, не доведут. Но хотя бы успокоят перевозчиков. Которые периодически жалуются, что возить льготников им совсем не выгодно.

В общем, предпринимателям следует учитывать ближайшие перемены при составлении планов на будущее.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

26.04.12

Фото: nabchelny.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также