Антипивной путч: здоровый образ жизни против экономики

10.01.2012

Госпивнадзор

Государство в недавно ушедшем от нас году решило озаботиться здоровьем населения. Руководство страны, депутаты и чиновники решили подойти к этому вопросу с разных сторон. Например, предоставить населению возможность для регулярных занятий спортом посредством массового строительства спортивных объектов. Фитнесс-центры, к сожалению, пока по карману не всем россиянам.

С другой стороны, опасность для здоровья граждан таится в их же пагубной привычке тянуть в рот всё подряд. Да ещё и запивать чем попало. Речь идет об алкоголе.

Чтобы снизить уровень спиртпотребления, чиновники решили, не мудрствуя лукаво, ограничить продажи. Особенную заботу было решено проявить о подрастающем поколении. Оно всё-таки начинает употреблять алкоголь не с виски и мартини, а с обычного дешевого пива. Видимо, исходя из этих соображений, пиво законодательно быстренько приравняли к прочим алкоголесодержащим напиткам.

С 1 января этого года пиво, также как и более крепкие формы подсаживания собственной печени, запрещено в Татарстане продавать с 22.00 до 10.00. Корреспонденту «Вовремя», честно говоря, не понятен смысл подобных запретов. Человек, как говорится, регулярно употребляющий, всегда найдет толику времени, чтобы «заправиться» до 10 вечера. А похмеляются в России не прямо с раннего утра, а где-то ближе к 12. Зато у работающих сутки напролет предпринимателя, менеджера или рабочего могут возникнуть проблемы со стратегическими запасами «горючего» — например, на случай поздних гостей. Наверно, именно на этих занятых трудяг и рассчитывал законодатель.

Во всяком случае, и врачи-наркологи, и полицейские в один голос говорят, что эффект от ночного «сухого закона», введенного в большинстве регионов России, есть. Снижается число преступлений, совершенных «по пьяной лавочке». Падает количество тех, кто нуждается в срочной интоксикации вследствие принятия на грудь лишней дозы. Со статистикой не поспоришь. Не исключено, что и с употреблением пенного напитка в ближайшей перспективе будет достигнут тот же результат.

Но это ещё не все ограничения, касающиеся реализации пива. В частности, с 1 июля 2012 года пиво с содержанием этилового спирта более 5% можно будет продавать только в стационарных магазинах площадью от 50 квадратных метров и более. Понятно, что придорожные киоски в эту категорию не проходят. Еще через 6 месяцев — с 1 января 2013 года — пиво в ларьках должно исчезнуть совсем.

Кроме того, будет запрещено производство пива в таре, превышающей объем 0,5 литра.

 

«Клинское» и не только вышибают из мелкой розницы

Почему именно киоски попали «под обстрел»?

Об этом корреспонденту «Вовремя» рассказала директор Центра профилактики алкогольной и наркотической зависимости «Выбор» Галина Ананьева. Данный центр (бюджетная организация, финансируемая казанским муниципалитетом – прим. авт.) провел собственное исследование 180 торговых точек на предмет продажи несовершеннолетним того, что запрещено. Правда, упор делался на сигареты. Но с пивом, по уверению Ананьевой, ситуация аналогичная.

Корреспондент «Вовремя» недавно непосредтсвенно убедился в этом. На его глазах бутылку пива в Казани продали девочке явно школьного возраста.

В магазинах случаи незаконной продажи сотрудниками центра были зафиксированы в единичных случаях. В то время как по мелкорозничным объектам торговли ситуация более пессимистическая – более 100 случаев продаж подросткам.

По информации Ананьевой, около 100 административных дел за месяц, связанных с распитием подростками спиртных напитков (в основном, пива – прим. авт.), рассматривается только в Московском районе Казани.  А она знает, о чем говорит, потому что лично по долгу службы участвует в их рассмотрении. Московский район – не самый большой в столице РТ. Следовательно, 100 случаев можно смело умножать на 7. И это только зарегистрированные случаи распития. В реальности подростки пьют пиво гораздо чаще.

Поэтому Ананьева целиком и полностью поддерживает все ограничительные меры, проводимые государством. Более того, для неё и её сторонников конечной целью мероприятий видится «сухой» закон. С точки зрения Ананьевой, вред, наносимый бюджету и экономике страны от алкоголизации населения, существенно превышает налоговые и акцизные доходы от пивной и алкогольной промышленности.

Ограничительные меры, делающие алкоголь все менее доступным, по мнению Ананьевой, — самая эффективная мера по борьбе с алкоголизацией граждан. Хотя, безусловно, нельзя забывать о профилактике и мерах просветительского характера, но без существенных ограничений конкретных результатов мало. В этом Ананьева убедилась за свою многолетнюю практику борьбы с алкоголизмом и наркоманией.

 

Отечественный и международный опыт — за запреты

Да и исторический опыт подсказывает в пользу «закручивания гаек». Например, отечественный, не такой давний. Речь об антиалкогольной кампании, начатой в 1985 году. Что бы ни говорили про вырубки виноградников, отравления суррогатами и прочие ужасы, статистика смертности ясно указывает на успех кампании с точки зрения здоровья людей. Специалистами была построена прогнозная прямая смертности на основе тенденций роста смертности в Украине в 1970-е – начале 1980-х годов. Сравнение этой прогнозной прямой с реальной кривой смертности показало, что за годы кампании в Украине было спасено более 500 тысяч жизней. А всего по СССР не меньше миллиона.

На данный момент картина в Российской Федерации несколько иная. По данным исследования в формате «случай-контроль», результаты которого были опубликованы не так давно в международном научном журнале «Ланцет», более половины всех смертей среди россиян трудоспособного возраста обусловлены употреблением алкоголя.

Исследователи опросили членов семьи 30 тыс. умерших мужчин и 20 тыс. умерших женщин в трех российских городах (Томск, Барнаул, Бийск). Исследователей интересовало, какой вид алкоголя при жизни употреблял умерший человек. С помощью официальных источников они также выясняли причину смерти. В результате было обнаружено, что 59% смертей мужчин и 33% смертей женщин в возрасте 15–54 лет обусловлены употреблением алкоголя, причем большинство этих связанных с алкоголем смертей произошли в результате алкогольного отравления, несчастного случая, насилия или же заболевания, относящегося к одной из восьми групп заболеваний, тесно связанных с употреблением алкоголя, например туберкулеза, пневмонии, панкреатита или болезни печени.

Международный опыт вторит российскому. Как говорится в принятом ВОЗ Европейском плане действий по борьбе с потреблением алкоголя: «Во всех странах уровень среднедушевого потребления жестко связан с медицинскими, социальными, экономическими проблемами, вызываемыми алкоголем: при увеличении уровней потребления увеличивается и большинство проблем, а когда они падают, уменьшаются и проблемы».

ВОЗ тоже предлагает сделать упор на запреты как на самый эффективный метод. В том числе, в части употребления пива.

 

 Губит людей не пиво?

Однако у этой точки зрения есть и немало противников. Прежде всего, это конечно, те, кто торгует пивом. Они понимают всю серьезность проблемы, разделяют озабоченность властей, но недоумевают, почему за здоровье населения должны платить именно они.

Например, Ирина Мечтаева, хозяйка небольшого, но уютного кафе в центре Казани, где, в том числе, и разливают пиво, рассказала корреспонденту «Вовремя» о том, что имеет постоянную клиентуру. Это сплоченная компания живущих поблизости людей — в том числе иностранцев, приехавших в Казань на работу в качестве специалистов. Им интересно общаться друг с другом, а пиво служит катализатором подобного общения. Интересно, что ни один из клиентов Мечтаевой не спился. Если к ней приходит человек уже подшофе, то она ему просто не наливает.

В этом примере, как в капле воды отражается океан желаний огромной прослойки людей, которых по-научному называют умеренно пьющими. Они, справедливо не считая себя алкоголиками, требуют права выпивать в конце рабочего дня, не мешая окружающим.

Вероятно, что скоро полку посетителей отечественных пабов прибудет. Поскольку у владельцев уличных киосков ситуация скоро будет вообще аховая. По информации президента Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Егора Макарова, пиво занимает до 60% в общем объеме выручки «мелкоштучных» ларьков. Правда, на долю крепкого пива приходится только 10-15 %. Удар по выручке вынудит многих ларечников поднять цены на остальные товары. А некоторые вообще закроются. Вряд ли кто-то решится продолжать бизнес, лишившись 60% выручки там, где накрутка составляет около 30%.

Закрытие киосков больно ударит, прежде всего, по самым невзыскательным, то есть бедным покупателям. Не так много и в Казани, и в Татарстане магазинов шаговой доступности, а еще меньше из них с режимом работы после 19.00.

 

Забота о здоровье или конкурентная борьба?

Некоторое подобие будущей мелкорозничной революции можно было наблюдать прошлым летом в Набережных Челнах. В городе решили не ждать ни целый год, ни полтора. Тамошний исполком по инициативе мэра принял постановление, запрещающее продажу пива в ларьках, расположенных рядом с остановками общественного транспорта и в переходах. Следует отметить, что сюда вошли почти все челнинские ларьки.

Сначала запреты должны были начать действовать уже с 5 июня, но затем в исполкоме перенесли старт запретительных мер на 9 августа. Около 120 предпринимателей, торгующих в киосках Автограда, не поленились и приехали в Казань 1 августа. Тут они устроили пикет перед зданием Кабинета министров РТ. Параллельно они подали в суд на отмену незаконного, по их мнению, постановления исполкома, а также обратились с жалобой в прокуратуру. Суд первой инстанции предпринимателям в иске отказал.

Челнинская прокуратура тоже не усмотрела ничего плохого в действиях местной мэрии. Но, в конце концов, ларечники добились своего, и постановление было отменено. То ли помог пикет, то ли вмешались какие-то высшие силы, непонятно. Но победа эта тактическая, до следующего лета.

По мнению Егора Макарова и многих предпринимателей, митинговавших против решения челнинской мэрии, оно было направлено не на борьбу с пивным алкоголизмом, а связано совсем с другой борьбой. А именно – конкурентной. Как иначе объяснить, удивляются торговцы, что никакие запреты на продажу пива не коснулись магазинов, расположенных буквально в нескольких метрах от киосков?

 

Контроль есть…

Наверно, каждый казанец периодически имеет возможность наблюдать такую картину: в парке или уютном дворике сидит кампания подростков, а рядом стоит початый баллон пива. Зачастую крепкого и недорогого. Но ведь продажа любого алкоголя лицам, не достигшим 18 лет, запрещена еще со времен царя Гороха! На взгляд автора, никакие дополнительные законодательные акты в данной ситуации не требуются. Достаточно  профилактической работы со стороны сотрудников ППС. Патрули полиции вполне могут задерживать распивающих пиво подростков. А затем им, думается, не составит труда выяснить, где юные поклонники Бахуса приобрели веселящий напиток. Останется только составить протокол и привлечь продавца к ответственности. И не важно, будет ли нарушитель «приписан» к киоску либо «цивилизованному» сетевому магазину.

Впрочем, Егор Макаров вспоминает, как одно время ходили слухи о «милицейских подставах». То есть специально привлеченный подросток подходил к киоску и просил продать ему пиво. Если ему продавали, то к делу тут же подключались сотрудники МВД.  Однако такой способ «ловли на живца» несколько противоречит процессуальным нормам. Поэтому от него быстро отказались. По правилам, сотрудник правоохранительных органов должен целый день сидеть в засаде у ларька и ждать криминальной продажи. Понятно, что на такой подвиг никакого личного состава не хватит. Пока же в процессе реформирования милиции в полицию в Татарстане было расформировано подразделение МВД, занимающееся потребительским рынком. Теперь со стороны полиции непосредственно следить за ситуацией с ларьками некому.

Однако еще есть Госалкогольинспекция Республики Татарстан. В этом ведомстве не сидят, сложа руки. В результате их мероприятий в 1,4 раза увеличилось количество установленных фактов продажи продукции, запрещенной к реализации несовершеннолетним, в том числе, фактов продажи табачных изделий – в 1,3 раза, пива – в 1,6 раза. Количество установленных фактов реализации алкоголя несовершеннолетним уменьшилось тоже в 1,4 раза. По состоянию только на первое полугодие 2011 года общая сумма наложенных штрафов составила более 4 млн. рублей. Инспекторы трудились не одни, а совместно с сотрудниками полиции и прокурорскими работниками. При этом результативность проверок по устранению нарушений составляет всего 5,4%, что свидетельствует о добросовестном исполнении предписаний хозяйствующими субъектами и недопущении ими повторений.

 

…или все-таки нет?

В личных комментариях сотрудники Госалкогольинспекции жалуются на недостаток полномочий. Там приводят пример недавно появившегося пивного ларька рядом с музыкальной и общеобразовательной школах на улице Фучика (к слову, на улице Татарстан (остановка Тукая при движении к речному порту)  пивной ларек уже много лет работает прямо…у ворот школы – прим. ред.). В Госалкогольинспекции возмущены этим фактом. Но закрыть ларек они не могут. По крайней мере, до 2013 года. Пока им приходиться обращаться за помощью в районные администрации.

Но ведь есть и более простой и эффективный путь. Почему бы не обратиться в Энергосбыт? Эта уважаемая организация занимается подключением потребителей к источникам питания (и ларьков в том числе – прим. авт.). Без договора на право аренды земельного участка, должным образом оформленного, там никого подключать не должны! Хотя на практике ни один киоск, явно незаконно установленный, не работает без электричества. Видимо, хозяевам «несанкционированных» павильонов все-таки как-то удается уладить этот вопрос.

 

Пивной прогноз

О будущем пивной отрасли в целом «Вовремя» поведал директор «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его прогнозу, сокращение потребления пива, на которое собственно и уповали авторы ограничительных законодательных мер, вряд ли произойдет. Дробиз считает, что наши граждане не настолько ленивы, чтобы не осилить лишние 50 метров ради бутылки любимого пенного напитка. Потребителю абсолютно всё равно, где покупать пиво. Психологически пиво для взрослого россиянина даже не считается алкоголем. А цена его даже с учетом повышения будет меньше, чем на крепкие алкогольные напитки.

Потребление пива в России за последние 30 лет значительно колебалось. Это было обусловлено самыми разными факторами. С 1984-85 годов, когда оно составляло 22-25 литров на душу населения, пивопитие значительно снизилось до 15 литров в непростом 1995 году. Потом постепенно взлетело до 81 литра в 2007 году. В последние годы потребление пива снова падало. Но в 2011 году – опять рост, более чем на 5%. Сейчас, по приблизительным прикидкам Дробиза, мы употребляем около 77 литров пива на душу.

Никакого увеличения употребления пива в 10, а то и в 15 раз с советских времен, которым пугали обывателей некоторые ретивые сторонники всяческих запретов, в реальности не наблюдается. Да и откуда ему взяться — возможности организма ограничены.

Если не будет падения спроса, то останутся довольны и производители. Дробиз считает, что вполне возможно, что производители (в союзе с дистрибьюторами – прим. авт.) будут создавать сеть собственной розницы. Во всяком случае, это никак не повредит 5 крупнейшим игрокам на российском пивном рынке, которые контролируют его 90%. Таким, например, как «Балтика» или Sun Interbrew («Клинское», «Толстяк», «Сибирская корона», Stella Artois, Beck’s, Lowenbrau и прочие марки).

А вот розница, по мнению Дробиза, должна претерпеть серьезные изменения. В сторону укрупнения. Несомненно, уменьшиться число торговых точек, реализующих пиво. Соответственно, значительно сократиться персонал у пивных дистрибьюторов.

«Свято место» пивных «баллонов» и прочего дешевого заменителя настоящего пива должны занять сети баров с разливным пивом. Исчезнут любимые подростками всей страны «баллоны», и цена полулитровой кружки в розлив упадет до 50 рублей. К тому же, производство именно разливного пива при низкой цене будет выгодно малым и средним его производителям. То есть пивной рынок может и демонополизироватся.

 

Пить или не пить – вот в чем вопрос

С одной стороны, вред, наносимый пивом здоровью народа, очевиден. Особенно это касается подростков, которые от пива иногда переходят и к водке, и к наркотикам. Никто не спорит с тем фактом, что жизнь и здоровье – наиболее значимые ценности. По отношению к ним экономические показатели вторичны.

Однако, без устранения глубинных причин употребления алкоголя, одними лишь запретами можно добиться, в лучшем случае, временного результата.

Главная проблема нашего государства – оно постоянно относится к своим гражданам как к «большим детям». На митинг не ходи, пиво не пей! Подобная политика, продолжающаяся уже не одно столетие, вызвала ответный инфантилизм в массах. Человек без помощи государства уже и пить не может себе запретить!

России для модернизационного рывка нужен, прежде всего, обширный класс предпринимателей. У которых сознание сфокусировано не на иждивенческой по отношению к власти позиции, а на реализации собственных планов. Это необходимо, в том числе, и для того, чтобы люди оторвались от бутылки пива.

Но, безусловно, единого мнения по данному вопросу быть не может. Каждый должен решать его для себя сам.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

11.01.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также