А ты заплатил за ошибки правительства?

23.08.2011

Сердце Минфина изменчиво. В преддверии выборов оно бьется с фискальной частотой. Россиянина, не успевшего оправиться от пришедших в 2010 году на смену ЕСН страховых взносов, ждет испытание «регрессивной» мерой.

В начале прошлого года российские власти заменили единый социальный налог на страховые взносы, подняв ставку с 26 до 34%. При этом страховыми платежами было решено не облагать зарплаты свыше 463 тыс. рублей. То есть работодатели отчисляли страховые взносы за каждого сотрудника, пока его зарплата в течение года нарастающим итогом не достигала заветной величины, свыше которой ставка была нулевой.

Позднее, признав, что для многих предприятий ноша может «оказаться непосильной» (по заверениям экспертов, в связи с отказом от ЕСН нагрузка на малый бизнес выросла почти в 2,5 раза), президент поручил правительству снизить обязательные страховые взносы с 1 января 2012 года. Было решено опустить максимальную ставку до 30%, а для малого бизнеса в производственной и социальной сфере — до 20%.

Правда, благородный жест главы РФ оказался чреват выпадением доходов федерального бюджета в размере 460 млрд руб. Весьма политизированный вопрос, как прикрыть образовавшуюся от послаблений брешь в бюджете, стал следствием неуклюжих пасов Белого дома Кремлю и обратно. Предложенная Медведевым компенсация выпадающих доходов за счет «большой приватизации» пока повисла в воздухе — список активов до конца не согласован, сроки не определены. Надежда на традиционный спасательный круг в виде доходов от нефтегазового экспорта была утеряна. Если в предыдущие годы бюджет сводился к «нулю» при цене нефти $60 за баррель, то сегодня бюджет дефицитен при $111-118 за баррель.

Для частичного покрытия бюджетных дыр премьер Путин предложил пойти на «робингудовские» меры: забирать деньги у богатых в виде дополнительных отчислений. В итоге, после июльского накала страстей, правительство остановилось на предложении Минфина ввести регрессивную шкалу страховых взносов со ставкой 10% для всех групп налогоплательщиков и 7% для предприятий неторгового малого бизнеса для зарплат выше 512 тыс. рублей. Проще говоря, работодателю с каждой зарплаты свыше 42,7 тыс. рублей в месяц придется уплатить 10% (дополнительно к 30%, которые он платит с зарплат поменьше). Белый дом твердо верит, что если в осеннюю сессию депутаты примут соответствующий законопроект, то минимизировать на 40% выпадение из бюджета доходов Пенсионного фонда можно будет уже в ближайшем году. Остается открытым вопрос: может ли принятие такого налогового маневра быть чревато очередным уводом в тень зарплат, но теперь — высоких?

Введение дополнительной ставки ударит по ряду отраслей, в частности, добывающему и финансовому секторам, транспорту и торговле, где трудится большинство высокооплачиваемых специалистов. Также в «черный список» могут попасть специалисты быстроразвивающейся IT-отрасли, жители Москвы и Санкт-Петербурга, для которых зарплата в 40-45 тысяч рублей считается не высокой, а средней.

«Это далеко не кардинальное решение проблемы. Меры по обложению высоких доходов налогами смогут покрыть только половину дефицита. И дело тут даже не в цифрах, а в шараханье с ежегодными изменениями правил игры. Бизнесу нужна стабильность, чтобы приспособиться к нововведениям, требуются годы. А сейчас все это может обернуться уходом в тень и снижением предпринимательской активности. Схема, предложенная Минфином, неплоха, но она нуждается в закреплении на много лет вперед», — говорит замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Есть и другая идея — ввести не плоскую, а прогрессивную шкалу налога на доходы, чтобы с высоких зарплат больше платили не только работодатели, но и те, кто их получает. Часть дополнительных доходов можно было бы использовать для сокращения дефицита Пенсионного фонда. Однако Гонтмахер полагает, что «прогрессивный налог платится и имеет смысл только тогда, когда есть доверие между государством и обществом».

Аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов полагает, что перекладывание нагрузки с малого бизнеса на более крупный — единственный способ выйти из ситуации без потерь для пенсионной системы и бюджета, но такое решение может привести к росту объема «серых» заработных плат. «В идеале налоговая система должна подразумевать широкие возможности для развития бизнеса в стране. Должны быть предусмотрены различные льготные периоды и режимы. Но для крупного бизнеса налоговая нагрузка должна оставаться стабильной, чтобы можно было с большей точностью прогнозировать денежные потоки. При этом повышенная налоговая нагрузка, в конце концов, ложится именно на физических лиц, поэтому для них любой рост налогов на бизнес оказывает негативное влияние», — говорит Сафонов.

Специалист также отмечает, что социальная ответственность перед пенсионерами сейчас лежит не на государстве, а на работающих гражданах, а само государство даже не может эффективно управлять теми средствами, которые находятся в системе. Введение дополнительной нагрузки, например прогрессивной шкалы, для ликвидации дефицита ПФ, по мнению эксперта, означает, что бизнес и граждане должны расплачиваться за системные ошибки и просчеты в управлении, которые были допущены правительством.

«Казна уже потеряла деньги от замены ЕСН страховыми взносами. В результате произошел спад собираемости налогов, который и вынудил правительство пойти на крайне непопулярные меры. Введение дополнительных ставок, в свою очередь, заставит предпринимателя искать новые формы оптимизации. Некоторые, возможно, начнут дробить свой бизнес, чтобы став «малым предприятием», получить право на применение ставки в 7%. В любом случае нагрузка, вызванная повышением налогов, ляжет на работающих, которые сделают ставку не на призрачную пенсию в будущем, а на надбавку к заработной плате «в конверте» сейчас», — говорит эксперт «ОПОРЫ России» Людмила Кибальникова. Для того чтобы наполнить бюджет, надо прежде всего вернуться к налоговой системе, которая существовала до 2010 года, считает она.

«ОПОРА России», кстати, была единственным общественным объединением, вышедшим на массовые акции протеста с требованием снижения ставок. 25 мая напротив Белого дома прошла всероссийская акция протеста предпринимателей против реформы единого социального налога и повышения страховых взносов с 14 до 34%.

«Если бизнес принимает участие в акциях несогласия, то это говорит о многом. Это прецедент. Мы наблюдаем рост сознания предпринимательства, оно выступает не только за личные выгоды, но и за интересы трудовых коллективов. Как водится, бизнес — это самая консервативная часть общества, которая старается пребывать в тени, не привлекая лишний раз к себе внимание», — говорит Кибальникова.

Вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян к инициативе Минфина относится скептически и считает ее маленькой «полумерой», которая не решает поставленных задач. «Итоговый уровень будет больше, чем у стран, с которыми Россия конкурирует за инвестиции. С учетом и без того не самого лучшего инвестиционного климата, недисциплинированной рабочей силы, такой немаловажный элемент, как уровень налогового бремени, станет критическим при принятии инвестором решения о вхождении в страну», — убежден специалист.

Не стоит обольщаться преференциями, предоставленными налогоплательщикам, как показывает практика, в России они используются в политических целях. Не рискующая огорчать электорат, власть накануне выборов грозится взять реванш после очередной раздачи кресел. Прогрессивный налог на недвижимость, рост акцизов на алкоголь и табачную продукцию, повышение пенсионного возраста — бремя избирателя, призванного латать бюджетные дыры, делая работу над ошибками Минфина.

 

Диана Хачатрян,

Новая Газета

18.08.2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также