Cверхмалый бизнес: теория и практика

02.12.2011

Золотой Фонд нанопроектов

В последний ноябрьский день, под вечер, когда на Казанской ярмарке уже потихоньку закрывались стенды выставки «Нанотехнологии. Казань-2011», в соседнем конференц-зале сели за круглый стол — обсуждать вопрос, чем и как государство может помочь независимым производителям нанотехнологической продукции в России.

Главным гостем круглого стола был без сомнения заместитель председателя Правления ОАО «Роснано», генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко. Именно его слово (ну, и его ближайших помошников, руководителей департаментов Фонда — прим.авт.) ценится на вес золота в среде тех предпринимателей, которые имеют хотя бы отдаленное отношение к приставке «нано».

Свинаренко начал заседание с краткой приветственной речи. В ней он изложил цели возглавляемого им Фонда. Фонд был создан в 2009 году. Сейчас емкость российского рынка нанотехнологий оценивается примерно в 112 млрд. рублей. А цель поставлена глобальная – довести эту цифру до 900 млрд. рублей к 2015 году. В России создаются 12 нанотехнологических центров, в которых предполагается проводить специсследования. Плюс инфраструктурные центры коммерциализации научных разработок. «Первая ласточка» уже появилась под крышей Академии наук.

Понятно, что для этого надо стимулировать спрос на нанотехнологическую продукцию. Для этого в регионах разработаны 8 программ (Татарстан, конечно, в этом вопросе в лидерах – прим. авт.). Ещё три — в стадии разработки. Кроме того, «Роснано» само создает проектные компании с собственным инвестиционным участием. Правда, условия там довольно специфические. Бизнес-планы меньше, чем на 200 млн. рублей, «Роснано», как выяснилось, не интересуют. Впрочем, как пояснил Свинаренко, там готовы рассматривать и наиболее перспективные (с точки зрения функционеров «Роснано», разумеется – прим. авт.) проекты и на меньшие суммы. Хотя на данный момент все эти обстоятельства потеряли актуальность. Поезд уже ушел – на следующий год все проекты уже рассмотрены.

На самом верху принято решение о квотировании доли в госзакупках для отечественных инновационных продуктов. Активно работают в «Роснано» с корпоративными государственными клиентами: такими как РЖД, «Газпром», «Автодор», «Олимп-строй». Потихоньку подключают нефтянку.


За счет государства

Руководители департаментов Фонда рассказали о его работе в рамках своих направлений. К примеру, благодаря работе Фонда внесены изменения в СанПин. Теперь значительно расширен список мест, где можно ставить светодиодное освещение. Причем частные фирмы не заплатили за это ни копейки. А 50 млн. рублей на исследования потратил Фонд. Непонятно удивление руководителей Фонда. Предприниматели платят налоги. Почему они должны второй раз платить за то, что, по сути, является государственной функцией? Неужели бизнес должен дополнительно финансово стимулировать изменение санитарных норм, устанавливаемых государством?

Впрочем, в общеобразовательных учреждениях светодиодные лампы до сих пор не разрешены. Представители Фонда объясняют это тем, что у Роспотребнадзора забрали опцию изменения санитарных правил. Поэтому, мол, требуются дополнительные согласования. Но работа, как нетрудно догадаться, ведется…

 

Welcome to Taтарстан

Поддержал Свинаренко и министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, отметив, что в республике есть площадка для инновационных предприятий (как выяснилось впоследствии, не одна, но какую имел ввиду министр, он в тот момент не уточнил – прим. авт.). «Нами сформирован перечень из порядка 40 проектных компаний «РОСНАНО» и 20 компаний независимых нанопроизводителей, имеющих хорошие перспективы развития на территории республики. В настоящее время рассматриваются возможные варианты их производственной кооперации с крупными республиканскими промышленными предприятиями, в том числе путем расширения производств с использованием инфраструктурного потенциала Республики Татарстан», — бодро проинформировал участников «круглого стола» Шагиахметов.

Выступали (хоть и крайне сжато, по просьбе Свинаренко – прим. авт.) руководители 2-х татарстанских инновационных площадок — генеральный директор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев и генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал» и управляющий технополиса «Химград» Айрат Гизатуллин. Оба спикера перечислили преимущества для резидентов: бесплатное подключение к энергосетям и коммуникациям, налоговые преференции, быстрое оформление на таможне. Шагивалеев успел упомянуть о том, что в Москву из Бегишево летает 6 рейсов за сутки, всего 1,5 часа в пути. Из Казани лететь несколько быстрее. А Гизатуллин добавил к имеющимся в наличии преимуществам ещё несколько приятных бонусов: в «Химграде» есть готовое сырье для переработки полимеров, казанские кадры, возможность совместного продвижения продукции, дешевые кредиты и модульные здания с возможностью доработки под требование заказчика. Хотя «Алабуга» тоже — не голое поле посреди бескрайних равнин. Там тоже имеются асфальт и хозяйственные постройки.

Не известно, вдохновились ли присутствующие на круглом столе нанопроизводители примером «Данафлекса», но, судя по их выступлениям,  мысли их были заняты немного другим.

 

Не всё то нано, что меньше блохи

Если попытаться кратно суммировать все их просьбы и нарекания, прозвучавшие в адрес Фонда, то получиться следующая картина.

Слово «нано» давно дискредитировало себя. Сейчас этой приставкой пользуются все, кому не лень. От торговцев биодобавками до производителей банальных кирпичей. Впору вводить значок качества: «настоящий нанопроизводитель». (Свинаренко здесь совершенно справедливо возразил в том смысле, что потребителю всё едино, как обозвать товар и с помощью каких технологий он был создан, лишь бы он был качественным и доступным – прим. авт.).

 

Есть товар – нет желания у клиентов

Крупные госкорпорации зачастую игнорируют инновационных производителей. Вот пример Андрея Овчинникова, из деятельности возглавляемой им группы компаний «Стена». Производимой ими краской можно красить вагоны минимум в 2 раза реже. Но корпоративный клиент (Овчиников прямо не указал, но, понятно, что речь идет о РЖД – прим. авт.) попросту ответил отказом на, казалось бы, выгодное коммерческое предложение.

Другой пример — из практики ООО «Акела-Н», о ксеноновой продукции которой «Вовремя» упоминало в предыдущей статье.  О нем поведал собравшимся Александр Потапов, ведущий специалист данного ООО. Основным заказчиком их продукции по понятным причинам должны являться государственные медицинские учреждения. Тем более что их продукция рекомендована Минздравсоцразвития РФ. Но, увы, на местах не спешат устанавливать ксеноновые терапевтические контуры. Переговоры с министерствами здравоохранения в регионах, как правило, затягиваются на неопределенное время.

Наталья Жерновая, коммерческий директор московского Центра энергосберегающих технологий «Аванте», рассказала собравшимся о том, как их Центр пытается помочь отечественным производителям светодиодного освещения в нелегком деле продвижения их продукции.  Эта инжиниринговая компания в прошлом году на собственные средства организовывала просветительские конференции о пользе и экономии на светодиодных светильников. Впрочем, по словам Жерновой, из около 50 российских производителей светодиодов от силы 5 могут гарантировать настоящее качество. А от продукции некоторых отечественных и особенно китайских производителей могут даже болеть глаза. Кроме того, светодиодное освещение – пока слишком дорогое удовольствие для малого и среднего бизнеса. Оснастить средний конференц-зал стоит от 200 тысяч рублей. И это наши производители ещё скинули цену. При такой стоимости на переоснащение освещения могут пойти только большие сетевые операторы и владельцы крупных офисных центров. Хотя производители светодиодов настаивают, что их продукция окупается через полтора года. Это сколько ж надо платить за свет, что окупить месячный оборот небольшой фирмы? Итог: «Аванте» удалось договориться только с «Лукойлом» и «Мегафоном».

 

Кадры, патенты и проекты – одни проблемы

Отмечали независимые производители нанопродукции и большой кадровый голод. Особенно в сфере продаж. Некоторые даже предлагали организовать специальные курсы по навыкам презентации, продажам и маркетинговым коммуникациям для молодой российской наноиндустрии. Видимо, данные спикеры были не в курсе, что подобных курсов в каждом российском мегаполисе по 100 на квадратный метр. Однако хороших специалистов в данной области, по-прежнему, не хватает. И не только для производственников.

Современное патентное законодательство в России, по мнению участников обсуждения, позволяет «воровать» технологию прямо со стенда. И ничего потом не докажешь. Поучаствовал в выставке – а на следующий день по такой же или похожей технологии работают ещё десять фирм.

— Проектные институты не любят новации. По старинке им работать гораздо проще, — сетовали о наболевшем производители нанопродукции.

 

Непосильный гуж

Свинаренко поинтересовался, хватит ли у предпринимателей мощностей для экспансии на мировой рынок. Предприниматели дружно ответили, что потенциал есть: объемы выпуска можно увеличить в десятки раз. Но кто знает наших производителей на Западе или в других регионах земного шара? У частного бизнеса нет денег на то, чтобы организовывать масштабные выставки, обучение дистрибьютеров и создание прочей инфраструктуры. Им и на внутреннем рынке далеко не все рады. Никакая агрегация нанопредприятий без государственной политики не потянет ни по финансам, ни по просветительским возможностям изменение сознания нашего потребителя.

В общем, малым предприятиям – малый рынок сбыта.

Свинаренко ничего более того, о чем до этого говорили его помощники, обещать не стал. Раз уж кто-то взялся за гуж, пусть не говорит, что не дюж. То есть руководители Фонда считают, что частный бизнес в первую очередь должен помочь себе сам.


Продаются российские «апельсины»

Корреспондент «Вовремя» наблюдая за этой дискуссией, пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: вряд ли нанотехнологиии приживутся в России в ближайшее время. Во всяком случае, широко применять их в ближайшие годы вряд ли будут. По тем же причинам, по которым апельсины не растут в Заполярье или сотовый телефон вряд ли вошел бы в средневековый обиход. Для всего сначала должны созреть соответствующие условия.

Сначала наши больницы неплохо бы полностью оснастить элементарными аппаратами УЗИ и ЭКГ, а уж потом думать об ксеноновых. Главврачи государственных клиник и поликлиник рассказывают о том, что их учреждения не страдают от избытка финансирования.

Чтобы в России появился объемный рынок светодиодной продукции, надо чтобы отечественный малый и средний бизнес имел оборотные средства на порядок выше, чем сейчас.

В конце концов, для того, чтобы продвигать нанопродукцию через госзаказ (а некоторые её виды, кроме как государству, никому не нужны – прим. авт.), нужно иметь принципиально иную бюрократическую машину. Гораздо более подвижную и легко откликающуюся на нужды населения.

Имеем ли мы все эти условия сейчас? Отсюда вывод: пока «апельсинов» в России не будет.

А нанопроизводителям, видимо, придется продаваться либо госкорпорациям, либо транснациональным компаниям. Об этом красноречиво напомнил пример из мировой практики, приведенный одним из участников совещания со стороны предпринимательского сообщества: 97% малых компаний в Израиле просто мечтают, чтобы их кто-нибудь купил. Разногласия возникают только по поводу цены.

 

Дмитрий Смирнов,

Вовремя:ру

02.12.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также