Словолитня для собственников

22.09.2011

Реальных сдвигов в историческом центре ожидают уже в этом году

 — Я не хочу в очередной раз посыпать голову пеплом, говорить, кто в этом виноват, анализировать ситуацию, которая к этому привела, — отметил во вступительном слове Ильсур Метшин.

Мэр решил идти по другому пути и выразил благодарность общественным организациям, а также всем, кто неравнодушен к историческому центру. Именно они, по словам Ильсура Метшина, «в буквальном смысле поставили перед депутатами этот вопрос».

— И сегодня мы будем рассматривать его как один из приоритетных, — объявил мэр.

Градоначальник акцентировал, что начать активную деятельность местные власти сподвигла вовсе не Универсиада – «эта работа, безусловно, и на 5, и на 7 лет». Реальных сдвигов в этом вопросе, по мнению мэра, город должен добиться в течение этого года.

 

Памятники истории снесли как аварийные и ветхие

 Как заявила главный архитектор города Татьяна Георгиевна Прокофьева, из 552 культурно-исторических объектов, подлежащих госохране, за последние 15 лет сгорели, были снесены или разрушены от ветхости 33 здания. Четыре из них утрачены за последние два года. А из почти 8 тыс. исторических зданий (на начало 90-х годов – прим. авт.) свыше 3 тыс. были снесены как аварийные и ветхие.

Нескольким зданиям, относящимся к культурно-историческому облику города, очень повезло в преддверии празднования 1000-летия Казани. Так, по словам Прокофьевой второе рождение обрели здание ратуши, ж/д вокзала, оперного театра.

— В тоже время, за бортом остались гостиница «Казань», Дом Фукса, Александровский пассаж, — дополнила главный архитектор. Гостиница и пассаж, по ее словам уже обрели инвестора.

Влияние общественности, рассказала спикер, повлияло на восстановление мечети Марджани и дома Кекина. Наряду с перечислением всех перипетий, связанных с разрушением и неправомерной продажей культурного наследия, у Прокофьевой прозвучало беспомощное «мы сделали все, что могли».

К примеру, вели электронную базу исторических памятников и провели в текущем году две внеплановых проверки – чем не оправдание?! Кстати, еще 12 проверок — «в ближайших планах».

 

Несуразное «Кольцо» — предмет шуток казанцев и гостей города

 Обеспокоенность Татьяны Прокофьевой вызывает и активная застройка в районе Казанского Кремля. Дворец земледелия, КРК «Пирамида», гостиница Кортъярд Марриотт Казань, заметила она, возможно и являются памятниками с точки зрения современной архитектуры, но в соседстве с памятником ЮНЕСКО (в 2000 году Казанский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО – прим. авт.) смотрятся нелепо.

«Досталось» от архитектора и территории НКЦ «Казань». В частности, «нелепому коттеджному поселку» у его подножия — городку нефтяников, который раздражает горожан своей помпезностью. А ведь когда-то на этой территории «был ленинский мемориал!».

Беспокоят чуткую архитектурную душу и «оскорбительные изыски псевдоархитектурной эклектики ТРЦ «Кольцо».

— Это здание с несуразным гигантским кольцом в сочетании с огромными рекламными щитами на фасаде давно стало предметом шуток не только казанцев, но и гостей города.

 

Документ по земельной охране стар и никогда не работал

 Главной причиной всего вышеизложенного главный архитектор назвала «существующий правовой вакуум в вопросах градостроительных режимов и регламентов в историческом центре Казани». А ныне действующий проект земельной охраны был принят в далеком 1988 году.

— Сегодня он не только устарел и не соответствует сложившейся градостроительной ситуации, но и, по правде говоря, никогда и не работал, — высказалась Татьяна Прокофьева.

Заявив о необходимости разработки нового документа и детально проанализировав новый Проект зон охраны памятников истории и культуры (ПЗО) архитектор обратилась непосредственно к депутатам. Попросила «строчку в бюджете на реставрацию и консервацию объектов культурного наследия».

До того, заявила она, в бюджете города на это средства «ни разу не выделялись». Кроме того, Татьяна Прокофьева предложила создать сайт наподобие «Зеленого репортера», чтобы дать возможность горожанам заявлять о проблемах с памятниками культуры. Портал, уверена спикер, позволит своевременно узнавать обо всех проблемных моментах.

 

Штрафы драконовские, ружье на стене

Выступление Прокофьевой вызвало дискуссию не только в рядах вольных слушателей, но и депутатов. Один из них обратился к Ильсуру Метшину с историей, что буквально вчера показали по телевидению. В Америке на электрическом стуле казнили человека, совершившего свое преступление 20 (!) лет назад. Его слова можно было трактовать не иначе как: «Чем мы хуже? Давайте будем наказывать всех тех, кто купил объекты культуры много лет назад, а они так и стоят, портят облик города!»

Казанский градоначальник в ответ пояснил, что, прежде чем перейти к «карательным мерам», нужно попытаться решить проблему иным путем. По его словам, «подавляющее большинство» собственников таких зданий готовы начать работу немедленно. Незамедлительность выражается в желании от данной собственности… избавиться. Или обратиться к властям. За помощью?..

— Штрафы действительно будут установлены, — обозначил мэр наказание. – И будут драконовскими. Я хочу, чтобы это ружье висело на стене и стреляло как можно реже. Но чтобы все знали, что оно есть.

Оруженосцем Ильсур Метшин назначит префекта. Как уже писало «Вовремя», в Казани создается новая организация – Префектура – ей предстоит курировать все вопросы, связанные с культурными и историческими объектами. Должность префекта, сообщил мэр города, будет приравнена к главе района.

 

Казань узнает своих «героев» в лицо

 По мнению начальника управления охраны памятников Фариды Сабировой, столько значительный интерес к объектам культурного наследия на ее памяти впервые за 35 лет (!). Спикер отметила критическое положение многих памятников старины и добавила, что их сохранность не служит «морковкой для инвестора». Условий привлекательных нет.

Ильсур Метшин в ответ на сожаления из зала по поводу утраченных объектов (аудитория была очень активна на вопросы – прим. авт.) предложил не «пускать слезу», вспоминая прошлое, а что-то делать. Переживающих, по его словам, много, но «нет ни одного, кто знал бы, как этот вопрос решить».

— У нас нет волшебной палочки, чтобы превратить тыкву в карету, нет миллиардов, но есть желание сдвинуть его (вопрос – прим. авт.) с мертвой точки, — обозначил градоначальник.

А в продолжение еще одной темы (один из депутатов потребовал назвать тех, кто является собственниками культурно-исторических объектов – прим. авт.) Ильсур Метшин сообщил о мнении на сей счет президента РТ. Так, Рустам Минниханов на одной из встреч четко акцентировал, «что страна должна знать своих героев». Депутаты дополнили его предложением выставить на всеобщее обозрение фотографии этих людей крупным планом и с «полным описанием» каждого. С аргументацией спорить сложно – «пусть казанцы знают, за кого им приходится краснеет перед гостями».

 

К собственникам применят «кнут и пряник»:  административные рычаги и налоговые льготы

 Обозначая меры, с помощью которых будет реализовываться большая программа по сохранности, использованию и популяризации культурного наследия, Ильсур Метшин отметил, что «юридический рычаг воздействия слабоват».

— Нам в этой связи придется поработать и с парламентом республики, и с нашими депутатами Государственной думы, чтобы внести изменения и предложения в федеральное законодательство.

Далее мэр напомнил депутатам, что «не без труда были повышены ставки налога на землю, стимулирующие эффективное использование участков в центре города».

— И в центре в буквальном смысле все забурлило, — заметил Ильсур Метшин. — Они (собственники – прим. авт.) думали, что под ними клад, ни копейки не вкладывая свыше 10 лет. А сегодня там такая ставка на земельный налог, что ты либо освобождайся от этой собственности, либо строй сам.

Впрочем, некие послабления все есть. В частности, для будущих собственников зданий, которые сегодня выставлены на торги. С ними, рассказал мэр, работали по примеру строительства парковок. Исполком Казани разработал пакет с городскими и республиканскими налоговыми льготами.

— Силовой рычаг я повторять не буду – ружье повесим, — напомнил градоначальник. – Для тех, кто не будет эффективно и надлежаще содержать памятники и земельные участки, это будет уже не 5 тысяч рублей, а максимальные, федеральным законодательством установленные суммы!

Как обозначил мэр, все изложенные в ходе заседания предложения и замечания «будут учтены в дальнейшей работе». А новый проект зон охраны памятников истории и культуры «продолжит историческое развитие в судьбе Татарстана». И вообще  — он «соответствует жизни и тем задачам, которые ставит не только наше правительство, но и общественность».

Депутаты приняли проект единогласно.


 

Ефимова Оксана,

Вовремя:ру

22.09.11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также