Юбилей – еще не конец?
Пятнадцатилетие становления рынка наружной рекламы в Казани, датированное 20 октября 2011 года, отметилось экспозицией об истории рекламы в городе и стране, развернутой в день юбилея в бизнес-центре «Казанской ярмарки», а также проникновенной дискуссией местных властей и рекламного бизнеса. В совокупности оба мероприятия вызвали у корреспондента «Вовремя» некое двойственное чувство.
С одной стороны, колоритная экспозиция, да и сам 15-летний срок существования казанской наружной рекламы свидетельствовали, что отрасль, приспосабливаясь, существовала во все времена. С другой, существовать – отнюдь не синоним слова «развиваться», а реалии сегодняшнего дня таковы, что по некоему роковому стечению обстоятельств для ряда давних участников казанского рынка «наружки» это празднование может оказаться последним. Грядут очередные улучшения городского облика, и рекламные компании, вместо того чтобы разделить стремление муниципалитета к прогрессу, опасаются банального передела рынка. Какой уж тут праздник! Впрочем, смотря для кого.
Неудивительно, что по мере перехода к деловой части программы страсти стали накаляться. Темой круглого стола с участием руководителей структурных подразделений мэрии Казани и представителей рекламного сообщества было заявлено констатирующее — «Рынок наружной рекламы Казани в преддверии перемен». Как там у китайцев насчет счастья проживания в эпоху перемен? Казанский аналог в веках будет звучать так: » Чтоб тебе жилось в эпоху Универсиады!»
Перемены в данном случае означали не что иное, как необходимость демонтажа конструкций из центра города в довольно короткие сроки, и «рекламщики», пользуясь случаем, заявляли об этой проблеме со всей живостью чувств.
А временные границы демонтажа рекламных конструкций действительно поджимают – уже летом 2012 года в Казани истекают пятилетние сроки размещения рекламных конструкций. Вдобавок к этому меняются правила размещения рекламы, разработанные с помощью совместных усилий федерального центра и казанской мэрии. В связи с Универсиадой ряд щитов в Казани будет демонтирован или заменен.
Рекламной уборки не избежать
Открыл круглый стол вице-мэр Казани Оскар Прокопьев, который, приняв на себя функции скорее модератора встречи, чем ее активного участника, передал слово своим коллегам.
Начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина словесных «кружавчиков» плести не стала, а сразу перешла к обсуждению пресловутого закона, обязывающего проводить аукционы и торги. Не обошла она своим вниманием и решение властей убирать рекламу из центра города.
— Приведение рекламных конструкций в соответствии с ГОСТами — серьезное решение для бизнеса, но представители рекламного сообщества уже осознают, что в историческом центре Казани щитовой конструкции больше не будет. И рекламный бизнес готов ее демонтировать, — опередила заявление представителей бизнеса на сей счет представитель муниципалитета. — Также на следующий год заканчивается разрешение на использование рекламы, и город заново выставляется на торги. Я понимаю, что рекламный бизнес обеспокоен, но думаю, что мы найдем пути оптимального решения этого вопроса, так чтобы в 2012 году прошли торги, а вы остались на рынке. Мы прошли этот первый этап, перед нами второй – очень сложный, — участливо предупредила всех Дябилкина.
Обеспокоишься тут, если под вопросом – дальнейшее существование бизнеса!
В ответ «представители рекламного сообщества», со всей полнотой осознавшего, что «в историческом центре Казани щитовой конструкции больше не будет», заявили, что эти нововведения могут отпугнуть клиентов. От бизнеса последовало конструктивное предложение — разделить перенос и демонтаж щитовых конструкций на два этапа. По их словам, подобные меры помогут городу успеть реализовать задуманное за такой короткий срок, ограниченный временными рамками Универсиады.
Займитесь центром города. А спальные районы оставьте на потом
Директор рекламной компании «Лариса» Артур Закиров предложил свое видение задач сферы наружной рекламы. По его словам, территориальная схема Казани должна решить две задачи – это покупка новых рекламных мест и приведение центра города в порядок. Закиров также напомнил чиновникам о том, что замена рекламных конструкций потребует много времени.
— Даже если мы все пойдем заказывать новые щиты, то такого большого количества клиентов не потянет ни один изготовитель! Например, 50 щитов мне готовили 2,5 месяца, а всего в городе около двух тысяч конструкций. Нехватка времени вызывает еще одну проблему. В сентябре 2012 года пройдут торги на рекламные места. А это значит, что для размещения и заказа новых щитов нам останется два осенних месяца и часть весны. В это время во всем городе будут идти раскопки, и я не думаю, что за такой короткий промежуток можно все подготовить. Сначала надо облагородить центр, а потом спальные районы, — поделился своими наблюдениями Закиров, добавив, что все эти изменения на рынке наружной рекламы могут взволновать робкого заказчика, который поймет, что « с наружкой происходит что-то непонятное» и переметнется к конкурентам – «в сторону телевидения, радио и других СМИ».
Универсиада сказала: «Надо!» А как – второй вопрос…
На что начальник отдела городского дизайна Казани Жанна Белецкая, не став обсуждать предложенное, сообщила лишь, что если изначально перед городом стояла задача подготовить к Универсиаде 105 улиц, то сейчас их стало 113. Рекламу на них придется приводить в более эстетический вид или демонтировать.
Дябилкина же отметила, что управление наружной рекламы и информации исполкома Казани еще не задумывалось над тем, как технически реализовать перенос щитовых конструкций. Однако, по ее словам, сейчас с такой проблемой столкнулась не только Казань, но и вся Россия.
Завершился круглый стол расплывчатым выводом, что непрекращающийся диалог власти и бизнеса позволит прийти к единому решению проблемы, устраивающему как городской муниципалитет, так и игроков рекламного рынка, которых в ближайшем будущем ждут большие перемены.
Однако «непрекращающимся диалогом» сыт не будешь. Результата подобных «круглых столов» ждать осталось совсем недолго — меньше года.
Лейсан Камилева,
Вовремя:ру
22.10.11