МТК «Западная Европа-Западный Китай»: система коридорная

26.10.2011

Резолюцию на стол

Перспективы формирования крупнейшего транспортного коридора страны, который должен пройти, в том числе, и через Татарстан, обсуждались сегодня на круглом столе в бизнес-центре «Казанской ярмарки». Инициатором встречи выступила АНО «Поволжская логистическая ассоциация» (ПЛА). Как отметил в приветственном слове исполнительный директор ассоциации Василий Гончаренко, вопросы, касающиеся международного транспортного коридора, возникают «на каждом мероприятии, которое проводит компания».

— Интерес к этой теме немалый и он становится все конкретнее, — обронил он. – Интересует, как в целом идут решения по данному проекту, что сделано за тот или иной период.

По итогам круглого стола, пообещал Гончаренко, будет подготовлена резолюция, которая впоследствии ляжет на стол полномочного представителя президента России в ПФО. Там, заверил он, «ее с нетерпением ждут». В «обязательном порядке» данный документ попадет и в руки руководителей тех регионов, через которые пройдет коридор.

 

Шаймиев предложил, Назарбаев откликнулся

Формирование международного транспортного коридора, по словам руководителя Комитета по науке и образованию ПЛА Вадима Хоменко, таит в себе «расширение экономического положения России и сопряженных с ней территорий». Идея, заверил он, сама по себе не нова. Но раньше не было столь развитых транспортных перевозок и оставались нерешенными ряд сопутствующих проблем.

Наша страна, отметил в спиче Хоменко, к декларации о создании коридора подходила «очень напряженно». Ускорил развитие событий Минтимер Шаймиев, предложивший президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву использовать выгодное транспортно-географическое положение Татарстана для участия в формировании и обслуживании грузов по российской части МТК «Запад-Восток». Вместе с Татарстаном с предложением об участии вышла и Челябинская область.

В разработке приняли участие семь маршрутов. Однако предпочтение отдали первому – он охватывает Санкт-Петербург, Ленинградскую, Вологодскую и Костромскую области, Киров, Татарстан, Оренбург и выходит на южный Казахстан. К слову, на территории последнего коридор затрагивает сразу пять областей.

 

Казахстан уже закончил, России только предстоит

Казахстан, отметил Вадим Хоменко, со своей стороны уже вложил в проект свыше 3 млрд. долларов и намерен завершить все работы в 2012 году. Тогда как Россия, (декламировавшая, что к концу текущего года к стадии завершения придут проектные работы – прим. авт.), все только начнет.

Километраж на российской территории составит 2,2 тыс. километров (вклад с нашей стороны обещан в размере 2,6 млрд. долларов – прим. авт.). По Казахстану пройдет чуть больше – 2,7 тыс. километров (общая сумма в итоге составит 5,5 млрд. долларов – прим. авт.). Самая длинная часть у Китая – 3,4 тыс. километров.

Казахстан, помимо вложений, отметился еще и тем, что привлек к строительству свои местные компании, не обращаясь за помощью к зарубежным.

 

Пока Россия в сомнениях, Китай упорно метит на Транссиб

Китай, промелькнуло у Хоменко, весьма заинтересован во врезке на Транссибирскую магистраль. И более охотно откликнулся бы на вариант выхода коридора через северо-западный Казахстан. С китайской стороны предлагался также проходка коридора через Алтай, где расположена ближайшая врезка на Транссиб. Однако, заметил спикер, определенную проблему при таком раскладе составляют горы – через них довольно сложно прокладывать трассу.

И если Китай в большей степени думает о своих интересах, то Россия ведет не только себя, но и другие страны. Тем не менее, прокомментировал Вадим Хоменко, внутренняя неуверенность России в этом вопросе (формирования МТК – прим. авт.) «проглядывает довольно часто». В качестве одной из причин спикер обозначил, что неверие в проект тормозит то, что, возможно, у России просто не хватит товара. Другой аспект – нежелание запускать на нашу территорию еще большее обилие китайского товара, что тем не менее, неизбежно — откликнулись участники в ходе заседания.

Казахстан, кстати, анонсировал 30-35 млн. тонн ежегодного грузооборота. А Китай, в свою очередь, в рамках проекта строит пять дополнительных автомобильных дорог – для врезки в коридор. Доставка товара по МТК составит порядка 10 дней, прозвучало на встрече.

 

Бизнес хочет или У власти на этот счет единое мнение

Гончаренко в ответ на доклад повторился, что бизнес в направлении коридора работать хочет – крупный о своих намерениях уже заявил.

— Международный транспортный коридор будет введен и будет эксплуатироваться, — высказал уверенность исполнительный директор логистической ассоциации. – Едины в этом решении, что приятно, и все вертикали власти. Расхождение идет лишь во времени.

В ходе краткого спича Гончаренко также озвучил исследование журнала «Forbes» относительно лучших российских регионов для ведения бизнеса. Из 83 существующих «Forbes» отобрал 30 регионов наибольшей экономической мощности. Семь их них, по результатам, входят в состав ПФО, еще четыре – в состав форсирования МТК. Татарстан, к слову, оказался на первом месте. Среди других – Самара, Нижний Новгород, Оренбург и Уфа.

 

Выбранный вариант коридора – экономически выгодный. Кому именно?

Критерии определения трассы МТК обозначил в докладе профессор кафедры мировой и национальной экономики КФУ Михаил Панасюк – университету три года назад было дано поручение разработать концепцию коридора. В работе учли множество факторов, которые разделили на четыре важнейших системы – геополитическую, инфраструктурную, экономическую и транспортную.

Учитывались, по словам докладчика, грузопотоки, расположение логистических центров, зоны тяготения маршрутов. Под тщательное изучение в числе прочих попали изменения инвестиционного климата территорий, доходов населения, создания кластеров. Отобранный маршрут, охватывающий Москву, ПФО и УФО (Уральский федеральный округ — прим.авт.) показал не только лучшие характеристики длины всего пути – чуть больше 2 тыс. километров, но и хорошие экономические показатели. Так, на эту территорию приходится 60% ВРП, 73% импорта, порядка 10% ВВП. Ощутимо меньше время прохождения пути, выгодно участие Казахстана с его «хорошим геополитическим потенциалом».

Маршрут также предопределяет большой внешнеторговый потенциал и зоны экономического тяготения. Кроме того, идет в обход наиболее загруженных транспортных участков и выходит на развитые водные пути, которые, в свою очередь, расположены близко к автомобильным дорогам. В довесок идет железнодорожная дорога, связывающая Оренбург и Ташкент. А финансовое участие международных финансовых организаций и банков преследует цель установить мир в Афганистане. Как подытожил Василий Гончаренко, выбранный вариант «будет самым оптимальным». Осталось дождаться конкретного решения.

 

Россия все медлит, а конкуренты уже бьются за восстановление Шелкового пути

Пока Россия застряла в своей медлительности, в активную стадию вошли конкуренты – на круглом столе был заявлен доклад представителя Международного союза автомобильного транспорта (IRU). Гость прибыть не смог, но прислал слайды, пояснения которым дал доцент КФУ Ринас Кашбразиев. По словам спикера, у IRU намечена «своя трасса и свой проект», которые ставят главной целью восстановление Великого Шелкового пути. Что, кстати, идет не только в разрез с интересами России, но и в обход ее территории.

Путь, по замыслу IRU, охватит Иран, Турцию, Казахстан (!) и Европу. Интересы IRU распространяются также и на Афганистан. Политическая цель союза — не только подступиться к развитой экономике Китая, но и получить доступ к мировым рынкам, не имеющим выхода к морю. IRU, пояснил Василий Гончаренко, работает в 84 странах мира и на четырех континентах, что вполне объясняет их интерес к Шелковому пути.

Ринас Кашбразиев в ответ дополнил, что в союзе ценят участие в нем России («ценят» — как дипломатично! — прим.ред.) и отмечают ее роль. И если бы в IRU увидели проект коридора «Западная Европа-Западный Китай», то дали бы ему хорошую оценку. России, прозвучало у спикера, нужно поторопиться принимать решения, помня, что конкуренты не дремлют.

Впрочем, заметил Кашбразиев в утешение российской стороне, на Шелковом пути скорость доставки будет довольно низкой – помехами выступят многочисленные таможенные посты. Кроме того, существует еще Иран, что тоже составит определенную проблему. «У нас скорость будет выше!», — уверен эксперт.

Однако, по мнению Василия Гончаренко, окончательную точку в вопросе с конкурентоспособностью Шелкового пути ставить рано. Так, в ноябре у руководителя ПЛА запланирована встреча с представителем IRU.

Приглянулся-таки международному союзу проект «Западная Европа-Западный Китай». Готовы обсудить его перспективы…

 

Оксана Ефимова,

Вовремя:ру

26.10.11

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Читайте также