Мобильные устройства президента и премьера работают на одной волне
— На сегодняшний день 60% домохозяйств Татарстана подключены к Интернету, — отметил в приветственном слове министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров. – Мы констатируем, что сегодня доступ к технологиям 3G имеют 80% населения республики.
Мобильные устройства, заверил министр, являются и постоянными спутниками руководства Татарстана – президент и премьер-министр республики используют свои BlackBerry в работе.
— Сегодня утром у президента состоялось совещание, темой которого стали мобильные приложения для Универсиады-2013, — рассказал Николай Никифоров. Следом за его словами на большом экране появляется очередной слайд с изображением мобильного устройства с татарским текстом и мгновенным переводом слова, на который наведен курсор.
Упоминая руководство республики, глава информационного министерства отметил, что по итогам прошлого года с мобильных устройств госучреждения было отправлено 15 тыс. сообщений. По состоянию на 14 октября 2011 года их количество составляет 18,8 тыс. сообщений.
Глобальный тренд или Как быстро заработать
Создание мобильных приложений, а затем перенос всего того, что мы привыкли делать на обычном компьютере, на телефоны и смартфоны, по словам Николая Никифорова, «глобальный тренд». И за этим трендом все стараются следить.
— Это как раз та отрасль, где можно очень быстро и очень эффективно преуспеть, — считает министр. — Есть известные примеры, когда несколько программистов, создавая ту или иную программу, игру, буквально за неделю делали себе состояние в миллионы долларов.
Министр выразил надежду, что именно IT-парк, ставший местом проведения форума, станет «серьезной точкой роста экономики республики в части IT-сектора. А мобильные приложения, как главная тема форума — это «хорошая возможность преуспеть», обозначил он, призывая участников создавать крепкое IT-предпринимательство, высчитывая свободные ниши.
Как обозначил Николай Никифоров, в IT-сфере сегодня работают множество компаний, «очень серьезно идут «Google» и «Microsoft».
«Microsoft»: развитие, знания, сотрудничество
Золотой спонсор форума – компания Microsoft — представила новую платформу Windows Phone 7.5 Mango и рассказала о способах продвижения приложений в мобильных интернет-магазинах.
Windows Phone 7.5 Mango – платформа принципиально новая, предлагающа пользователю самое нужное – быстроту, простоту и красоту. К примеру, она позволяет редактировать и комментировать документы Word, Excel и PowerPoint на экране мобильного телефона. Быстрый доступ к сети обеспечивает новейший браузер Internet Explorer 9.
— Презентация наших ключевых продуктов в Республике Татарстан становится для нас доброй традицией, — заметил директор макрорегиона Волга Microsoft в России Кирилл Семенихин. – Радует тот интерес, который руководители государственных структур и ИТ-специалисты проявили к форуму.
ИТ-рынок Татарстана, по мнению Семенихина, один из наиболее динамично развивающихся сегментов ИТ-рынка России. Сотрудничество Microsoft и республика в области применения и развития информационных технологий длится несколько лет. Спикер убежден, что необходимо «не только развивать технологии, но и активно распространять знания о них».
Татарстан метит в пионеры по электронному документообороту и услугам
На форуме, отметил Никифоров, обсудят и то, как мобильные технологии способны изменить представление о государственных услугах. Так, из порядка 40 резидентов IT-парка 15, по словам министра, «так или иначе связаны с разработками приложений в сфере электронных услуг и каждый делает что-то и в части мобильных приложений». Одно дело, считает Николай Никифоров, когда «услуга» привязана к стационарному компьютеру и совершенно другое, когда она доступна с мобильного телефона.
Республике в этом плане предстоит еще многое сделать, но уже сегодня, отмечает министр информатизации, существует множество социальных сервисов, работающих в российском масштабе.
— Мы считаем, что через 1-1,5 года Республика Татарстан станет одним из пионеров в части отказа от бумажных документов, — заявил он.
Протокола о нарушениях ПДД и счета-фактуры на оплату услуг ЖКХ к обозначенному сроку будут приходить на мобильные телефоны, что позволит максимально упросить процедуру работы с ними. Таково, по признанию Николая Никифорова, требование времени и лидеров рынка. Отметил министр и то, что первая в России, СНГ и Восточной Европе сеть стандарта LTE была построена в Татарстане в 2010 году.
Количество электронных услуг, оказанных в РТ, перевалило за миллион
К слову, сегодня в Татарстане электронно оплачиваются 25% штрафов ГИБДД (через портал госуслуг поступило 413,8 тыс. запросов о наличии штрафа, оплачено 122,4 тыс. платежей на сумму свыше 25 млн. рублей – прим. авт.). А количественные показатели за год дают положительную динамику – в июне 2010 года свои штрафы в электронном формате оплачивали 2,5% автолюбителей, в июле 2011 года их число выросло до 25,2%.
Около 60% родителей записывают малышей в детский сад также в электронном формате (подано 3,5 тыс. заявлений, свыше 3 тыс. – полностью электронные записи – прим. авт.). К этой статистике добавляются 74% пар, подающих заявления в ЗАГС через электронные ресурсы, и тот факт, что 19% загранпаспортов выдаются на основе процедур, пройденных электронно.
Общее количество государственных услуг, предоставленных в электронном виде, в январе текущего года составило 251,5 тыс., в мае – 727,6 тыс., в сентябре – 1,2 млн. Число пользователей мобильного Интернета, между тем, уже превышает количество фиксированных абонентских линий.
Экономический эффект в 100 миллионов
Подсчитали в Татарстане и экономический эффект при отказе от бумажных носителей. Высвобожденный час времени, которое раньше тратилось на заполнение бумаг, в денежном эквиваленте, поделился министр, составляет порядка 100 млн. рублей.
В тоже время, отмечает министр, перевод услуг в электронный формат сократит количество окон в госучреждениях, а значит, и специалистов, занимающихся приемом документов. Их обработка и количество занятых сотрудников, останутся в прежнем составе.
На вопрос из зала относительно того, не будут ли при этом сокращены и руководители республиканских ведомств, Никифоров отметил, что количество «министров вряд ли сократится». Кому-то ведь нужно будет руководить отдельными подразделениями. Тем не менее, обозначил министр, руководство Татарстана ставит задачу, чтобы 50% услуг оказывались электронно.
Мобильность на принципах
Развиваться мобильность государственных услуг, отметил министр, будет по девяти ключевым принципам. В первую тройку вошли: переход от оказания услуг по запросу к push-доставке услуг и информационных сообщений; запоминание реквизитов банковских карт и оплата «одним кликом»; поиск объектов, учреждений, услуг наиболее близко расположенных к месту, где находится пользователь.
Во второй тройке фигурируют: обращение и жалобы граждан с учетом гео-привязки, приложение для мобильных устройств с наиболее востребованными электронными государственными услугами и внедрение инновационных технологий мобильной оплаты.
Замыкают количественный состав принципиальных «столпов» оптимизированные версии официальных сайтов для мобильных устройств, переход к повсеместному использованию носимых электронных идентификаторов (универсальна электронная карта) и замена бумажных документов электронными аналогами в мобильных устройствах.
Помимо обозначенных тем на форуме провели кроссплатформенный цифровой паблишинг, мобильные игры и заслушали еще одного ИТ-монстра «Google» и обсудили, какова мощность iPad, как платформы для бизнеса.
Оксана Ефимова,
Вовремя:ру
14.10.11